АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ «ПОКОЛЕНИЯ Z» В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ «ТЕХНОЛОГИИ» И В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В качестве приоритетной педагогам целесообразно решать актуальную проблему привлечения в систему среднего профессионального образования выпускников основной школы, и не только плохо успевающих. Чтобы сформировать у обучающихся на уровне предпрофильного обучения «Технологии» мотивированность к продолжению обучения в колледжах необходимо показать им ценности среднего профессионального образования с позиции акмеологии — теории высших жизненных достижений человека. Акмеологические ценности — это по-настоящему гуманистические ценности, обеспечивающие максимальное саморазвитие человека. В качестве акмеологических ценностей педагогам следует использовать взаимосвязанные личностные результаты обучения «Технологии» в основной школе и поддерживающие их универсальные компетенции среднего профессионального образования, представленные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые могут быть приняты подростками в качестве личностно значимых с учетом особенностей личности нового поколения подростков.

Ключевые слова:
акмеологические ценности, персонализация, «поколение Z», предпрофильное обучение «Технологии», преемственность образования, личностные ценности технологического образования в основной школе, универсальные компетенции.
Текст

Становление и развитие четвертой промышленной (цифровой) революции в нашей стране требует обеспечения подготовки квалифицированных специалистов, в частности, владеющих современными технологиями, в том числе цифровыми. Российская педагогика должна перестраиваться на пути гуманизации цифровизации, т.е. на пути учета человеческого (личностного ученического) фактора [4]. Пристального внимания требует образование специалистов среднего звена, обучающихся в организациях среднего профессионального образования (колледжах) [5]. В соответствии с современным формализованным наименованием поколений, вводимым в оборот в научном сообществе, обучающиеся и выпускники основной школы (преобладающий контингент поступающих в организации среднего профессионального образования) относятся к «поколению Z», которое характеризуется специфическими, непривычными, подчас парадоксальными личностными особенностями [6]. «Поколение Z» — это молодые люди, родившиеся в период с 1995 по 2012 г. Насколько этично присваивать юному поколению буквенный ярлык — вопрос дискуссионный и требующий обсуждения. Но в качестве рабочего при проведении и обсуждении результатов педагогических исследований использование этого термина допустимо. На сегодняшний день имеются некоторые, с нашей точки зрения, еще недостаточно проверенные сведения о личностных особенностях представителей «поколения Z» в условиях самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения. Ориентируясь на имеющийся, еще недостаточно проанализированный и систематизированный эмпирический материал об особенностях адаптации современных молодых людей в производственной деятельности, можно вести педагогическую работу в школе и в колледже на основании учета специфических особенностей представителей «поколения Z», используя их в качестве ориентировочной основы формирования психологической и функциональной готовности к реальному созидательному труду. На этой основе появится возможность реализовать принципы непрерывного образования в форме преемственности, в частности, технологического образования в основном общем и среднем профессиональном образовании. Насколько результаты изучения нового поколения американскими исследователями применимы к российскому образованию — также вопрос открытый, но в качестве ориентировочной основы для изучения личностных особенностей современной молодежи и совершенствования образовательного процесса эти данные допустимо использовать. Необходимо подробно рассмотреть эти особенности применительно к российской действительности, поскольку контингент среднего профессионального образования формируется в основном из выпускников основной школы, относящихся к «поколению Z». На сегодня можно с уверенностью отметить, что в предложенной американскими исследователями семикомпонентной характеристике «поколения Z» отсутствуют личностные характеристики, имеющиеся непосредственную гуманистическую направленность — такие как человечность, сопереживание, созидательная культура и т.п. Именно эти качества личности входят в состав человеческого фактора производства, рассматриваемого в мировой производственной практике в качестве ведущего фактора, обеспечивающего повышение производительности и качества труда [3].

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.05.2018).

2. Основные характеристики ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Состав универсальных компетенций.

3. Бычков А.В. Человеческий фактор в основном общем и дополнительном образовании (на примере технологического образования. - М. : АБВ-ИЗДАТ, 2016. - 88 с.

4. Бычков А.В. Современное технологическое образование в школе: каким ему быть // Педагогика. - 2018. - № 6. - С. 60-69.

5. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М. : Наука, 2006. - 221 с.

6. Stillman David, Stillman Jonah. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. HarperBasiness, an imprint of HarperCollins Publishers. 2017.

7. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М. : Логос, 2004. - 296 с.

8. Персонализация [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия - URL: psihomed.com/personalizatsiya/ (дата обращения: 06.08.2018).

9. Акмеологические ценности [Электронный ресурс] // Национальная педагогическая энциклопедия. - URL: http://didacts.ru/termin/akmeologicheskie-cennosti.html (дата обращения: 18.07.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?