ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ В СИСТЕМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования участия базовых кафедр в системе сетевого взаимодействия образовательных организаций. Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций должно выступать частью целостной нормативно‐правовой базы, регулирующей деятельность участников образовательных отношений. Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введение понятия «сетевое взаимодействие» позволили образовательным организациям высшего образования создавать кафедры и иные структурные подразделения. В то же время законодатель не дает определения понятия «базовая кафедра». Отсутствие законодательного определения понятия «базовая кафедра», определение ее правового статуса приводят к возникновению множества проблем, что осложняет взаимоотношения участников образовательной среды в системе сетевого взаимодействия.

Ключевые слова:
базовые кафедры, образовательная организация, сетевое взаимодействие, партнерство в системе образования, нормативно-правовое оформление сетевого взаимодействия образовательных организаций, правовой статус базовых кафедр.
Текст

Одной из приоритетных задач образовательной политики государства выступает эффективная система подготовки выпускников. Изменения системы профессионального образования, происходящие в соответствии с концепцией Болонского процесса, в который вступила Россия, предопределяют перестройку деятельности образовательных организаций, поиск новых форм работы и эффективных моделей взаимодействия при подготовке выпускников, позволяющих обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Сегодня для образовательных организаций высшего образования главной задачей является выстраивание эффективной практикоориентированной системы взаимодействия (сетевого взаимодействия) в процессе подготовки выпускников. Необходимо отметить, что сетевое взаимодействие значительно меняет стратегию
обучения, что позволяет повысить значимость фундаментальных знаний, умений практикотворческого применения, освоения новых методик и форм обучения, стимулирующих развитие творческих качеств будущих выпускников [7]. Сетевое взаимодействие — это совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационно-методических и кадровых ресурсов, позволяющая объединить все социальные институты в целях усиления возможностей образовательной организации в создании условий для полноценного развития личности. Взаимодействие возникает непосредственно при актуальной потребности в нем и осуществляется не по административным каналам, а напрямую между участниками, которые совместно решают необходимые вопросы [3]. Термин «сетевой» стал использоваться в практической педагогике с 1970–1980-х гг. Так, Ю.А. Конаржевский использовал метод сетевого планирования, перенеся его из экономической науки в педагогическую практику, что позволило выявить и рассчитать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий, и увидеть запланированный процесс во взаимосвязи всех параллельно осуществляемых работ, учесть эти связи [2]. Различным аспектам сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе вопросам деятельности базовых кафедр, посвящены работы: А.А. Ворониной, Е.М. Дорожкина, Г.Н. Жукова, Н.И. Завидовской, И.Ю. Кузнецовой, Ю.В. Малининой, Ю.В. Осколкова, А.С. Пенькова, Г.Ф. Приваловой, В.Т. Сопегиной, О.И. Шубиной, В.Я. Шевченко, В.С. Щербакова и др.                 

Список литературы

1. Коннова Н.М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества : материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов : Научная книга, 2009. - С. 156-163.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М. : Педагогический поиск, 2000. - 222 с.

3. Кузнецова И.Ю. Сетевая форма реализации образовательных программ при подготовке бакалавров профессионального обучения: проблемы и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 2. - С. 27-31.

4. Малинина Ю.В. Правовое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С.184-189.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» // Вестник образования. - 2015. - № 20 (октябрь).

6. Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 № 29819) // Российская газета. - 2013. - № 211. - 20 сентября.

7. Привалова Г.Ф., Шубина О.И. Оценка готовности педагогов профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности в условиях сетевого взаимодействия // Журнал «Научное обозрение: гуманитарные исследования». - 2016. - № 10. - С. 77-85.

8. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (утвержден распоряжением Правительства от 26.12.2015 №2697-р).

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 2. - Ст. 541

10. Словарь иностранных слов современного русского языка / под ред. Т.В. Егорова. - М.: Издательство «Аделант», 2014. - С. 315.

11. Ткаченко Е.В. и др. Социальное партнерство учреждений профессионального образования: Теория. Практика. Механизмы реализации. - Екатеринбург; Красноуфимск: Издательство ИРПО, 2003. - С. 253-263.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (Ч. 1). - Ст. 7598.

13. Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Базовая кафедра и сетевая форма реализации образовательных программ: проблемы соотношения // Петербургский юрист. - 2016. - С. 196-202.

Войти или Создать
* Забыли пароль?