СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования управленческого персонала образовательных организаций, в ходе которого было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций с актуальным уровнем управленческой компетентности и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Для разрешения выявленного противоречия автором статьи уточняется сущность понятий «компетенция», «компетентность», «управленческая компетентность руководителя образовательной организации». Разработана структурно-функциональная модель системы управления образовательной организацией как основание для определения содержания управленческих функций и компетентности руководителя образовательной организации. Уточнение управленческих функций в контексте структурно-функциональной модели системы управления позволили определить содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации. В структурно-содержательном отношении управленческая компетентность представлена как взаимопроникновение управленческих знаний, умений, опыта управленческой деятельности, мотивов, ценностей, профессионально–личностных качеств — соответственно, как совокупность когнитивного, деятельностного и мотивационно-личностного компонентов.

Ключевые слова:
образовательная организация, руководитель образовательной организации, управленческая компетентность, развитие управленческого персонала, структурно-функциональный подход.
Текст

Актуальность исследования. Стратегией развития отечественной и зарубежных систем образования в современном обществе является повышение доступности и качества образования, что нашло отражение в Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод», Декларации тысячелетия ООН, Международных пактах Совета Европы о правах человека, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Ключевую роль в обеспечении эффективной реализации данной стратегии играет управленческий персонал образовательных организаций, обладающий актуальным уровнем профессиональной (управленческой) компетентности. Этот вывод подтверждается результатами исследований ученых по проблеме управления образовательными системами (М. Барбер, К. Доннелли [10]; Ю.А. Конаржевский [3], Д.А. Новиков [6], М. Фуллан [11, 12], Т.И. Шамова [9] и др.). Анализ отечественной системы образования позволил прийти к выводу, что значительная доля руководителей образовательных организаций (более 80%) имеют базовое высшее педагогическое образование и профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Вместе с тем результаты исследования практики управления образовательными организациями города Москвы и Оренбургской области, а также самооценки управленческого персонала этих организаций, свидетельствуют, что отсутствие базового менеджерского образования у руководителей коррелирует с их профессиональными затруднениями при реализации управленческих функций. У более 60% респондентов отмечаются систематические профессиональные затруднения в процессе исследования требований и потребностей ключевых стейкхолдеров, проектирования стратегии и программы развития образовательной организации, разработки нормативного методического обеспечения управления, актуализации внебюджетной деятельности, управления персоналом. Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций, обладающих актуальным уровнем управленческой компетентности, и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Необходимость разрешения выявленного противоречия актуализировала потребность в научном обосновании современного содержания управленческой компетентности руководителя образовательной организации как системообразующего элемента (ядра) системы развития управленческого персонала образовательных организаций.

Список литературы

1. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / О.М. Атласова. - Санкт-Петербург: Ин-т образования взрослых, 1995. - 18 с.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

4. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 156 с.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.А. Майорова, Э.В. Шустер, А.А. Быковский и др. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

6. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.

7. Тарасенко В.В. Управленческая компетентность руководителя образовательной организации как основа эффективности системы управления персоналом / В.В. Тарасенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8. - С. 576-580.

8. Таюрский А.И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования / А.И. Таюрский // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 1. - С. 5-7.

9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Academia, 2007. - 384 с.

10. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of Innovation. The Atlantic, the Pacific, Global Leadership and the Future of Education. London: Institute for Public Policy Research, 2012.

11. Fullan M. Change Leader. San-Francisco: Jossey-Bass, 2011.

12. Fullan M. The Principal. Three Keys to Maximizing Impact. San Francisco: Jossey-Bass, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?