сотрудник с 01.09.2016 по настоящее время
Саратов, Саратовская область, Россия
УДК 65 Управление предприятиями. Организация производства, торговли и транспорта
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7812 Организация производства на предприятии
В статье рассматриваются особенности формирования малых инновационных предприятий в итальянской академической среде, отличие внешней среды от других развитых европейских стран, таких как Германия, Франция, Великобритания. Рассмотрены структура управления, основные нормативные акты, регулирующие деятельность таких инновационных предприятий. Проведен анализ существующих фондов, которые призваны поддерживать инновационные предприятия.
инновации, малые инновационные предприятия, инновационная деятельность, результаты интеллектуальной деятельности, управление.
В XXI в. страны с развитой экономикой претерпели трансформацию от обработки ресурсов к обработке информации. Такое движение к экономике знаний открыло третью миссию университетов, связанную с коммерциализацией научных результатов, что привело к изменению роли учебных научных учреждений в экономическом развитии. Усиленный акцент на передаче технологий от университетов в промышленность привел к появлению и внедрению различных механизмов. Эти механизмы передачи инновационных разработок из университетской среды в промышленность можно рассмотреть на примере итальянских университетов.
Италия относится к числу европейских стран с достаточно низкой инновационной активностью, что вызвано общей ситуацией в итальянской сфере исследований и разработок. По сравнению с такими странами-лидерами как Великобритания, Германия, Франция, в этой стране ниже и инвестиции в сферу исследований и разработок, но и слабее национальная патентная система, поэтому поступления от лицензирования технологических инноваций сравнительно невелики. Страны ЕС отстают от США и Японии по количеству регистрируемых патентов, доле населения с высшим образованием, объемам венчурного финансирования на ранней стадии инновационной деятельности и уровню затрат на ИКТ. Италия наряду с Испанией, Эстонией, Чехией, Словенией и Кипром входит в группу стран, условно отнесенных в ЕС к умеренным инноваторам [1].
Итальянская академическая среда является типичным примером высоко централизованной структуры управления. Министерство образования и науки имело значительную силу при принятии решения о распределении финансовых ресурсов не только между университетами, но и в каждом отдельном учреждении между предметными областями (например, сколько должно быть потрачено на канцелярские принадлежности и сколько на строительство). Кроме того, с центральным правительством обсуждалось принятие на работу и продвижение преподавателей и других сотрудников университетов.
После принятия в Италии закона № 168 от 1989 г. итальянским университетам было предоставлено больше автономии в управлении своей деятельности, например, возможность впервые планировать свой собственный бюджет, определять приоритеты для финансирования исследований и управления сотрудниками. Однако, само управление было эффективно реализовано только после Указа министров, 9 февраля 1996 г. Были введены два важных элемента: конкуренция между университетами и необходимость рационализации ресурсов. Наряду с законами, касающимися управления университетами, в частности, были приняты другие законы, касающиеся права каждого университета устанавливать значительную часть учебных программ для студентов на свое усмотрение, в отличие от национального стандарта (Указ министров по университетским степеням и учебным программам, № 509 от 1999 г.) и делать свои собственные назначения (закон № 210 от 1998 г.).
После отмеченной конференции университеты начали разрабатывать свои собственные уставы и внутренние правила, которые постепенно расширялись и включали различные возможности для использования своих внутренних ресурсов и компетенций. Академические учреждения начали соревноваться, чтобы привлечь студентов и привлечь средства. Учитывая существующие ограничения на оплату студенческих сборов, которые не могут превышать 20% от общего государственного трансферта, внешние средства и мероприятия по передаче технологий становятся единственными источниками для увеличения доходов университетов. Количество заявок на патенты, поданных итальянской академической средой, выросло с 17 в 1995 г. до 35 в следующем году, и до 121 заявки в 2001 г. [2].
Закон №297 от 1999 г. далее способствовал созданию исследовательских спин-офф, введя возможность для исследователей формально участвовать в создании спин-офф или в других проектах передачи технологий между университетом / промышленностью и малой компанией, сохраняя при этом свою должность и заработную плату (до восьми лет). Однако это нельзя было считать отпуском, так как сотрудники университета не освобождались от своих академических обязанностей.
Практическое осуществление нового закона было предоставлено каждому университету, который начал разрабатывать свои собственные правила формирования спин-офф. Обычно университет имеет символическую позицию в акционерном капитале создаваемых малых предприятий – 10% акций в обмен на членство в совете директоров, в то время как собственники спин-офф должны удерживать капитал в новой фирме не менее трех лет.Спин-офф, как правило, свободно лицензируется для использования логотипа университета и ему разрешено пользоваться университетскими учреждениями не более трех лет. Спин-офф предоставляются права на интеллектуальную собственность по изобретениям, которые они разрабатывают.
Законодательный декрет сопровождался рядом финансовых мер по содействию совместным исследовательским проектам университетов и промышленности, и созданию исследовательских предприятий с целью поощрения университетов к принятию этого предпринимательского сдвига. Однако оказывается, что итальянские ученые не особенно склонны к риску и привязаны к своим академическим позициям, которые они могут оставить в редких ситуациях и, как правило, только на ограниченный период времени. Это связано с тем, что, во-первых, сотрудники университетов в Италии имеют больше выгод, и более благоприятное социальное обеспечение, чем самозанятые. Во-вторых, все три академические позиции преподавателей в Италии, ассистент, доцент и полный профессор, рассматриваются в качестве престижных должностей. В том числе итальянские профессора являются государственными служащими до добровольного выхода на пенсию. В-третьих, как упоминалось выше, итальянской академической среде долгое время не хватало конкуренции, как за студентов, так и за финансовые средства. Даже сейчас объем ресурсов, выделяемых на конкурсной основе, остается очень небольшим. По-прежнему не имеется достаточной конкуренции для преподавателей вследствие жестких диапазонов заработной платы государственных служащих. В-четвертых, неудача в предпринимательской деятельности воспринимается как довольно травматическое событие в итальянском контексте, в то время как американские предприниматели более готовы признать неудачу как этап пути, ведущего к успешному бизнесу.
Министерство образования, университетов и научных исследований в Италии финансирует научно-технологическую и инновационную политику через специально созданные фонды финансирования по программам национальных исследований, из которых можно выделить следующие:
1) фонд стимулирования инвестиций в научные и технологические исследования – FIRST;
2) фонд содействия научным исследованиям в сфере промышленности – FAR;
3) фонд прикладных исследований (FRA);
4) инвестиционный фонд базовых исследований (FIRB).
В соответствии с планом направления финансирования включают: 1) увеличение количества и размеров грантов для подготовки студентов и кандидатов наук в приоритетных областях знаний; 2) финансовую поддержку базовых исследований в рамках государственных проектов; 3) осуществление связи между обычными фондами, университетами и академическим персоналом; 4) финансовую поддержку участия Италии в разработке рамочных программ ЕС; 5) реорганизацию государственных НИИ, финансовую поддержку стратегических базовых исследований, ориентированных на специальные программы FIRB; 6) финансирование промышленных исследований, поддержку региональных инновационных разработок и др.
Несмотря на то, что Италия выделяет достаточно сравнительно небольшие финансовые средства для финансирования НИОКР по сравнению с другими европейскими странами, что усложняет проведение эффективных научных исследований, можно отметить, что в этой стране делаются шаги в направлении стимулирования инновационной системы. Например, можно выделить стратегический документ «Горизонт-2020:Италия» [3], национальную программу исследований на 2014–2020 гг., которые призваны укрепить национальную систему исследований через стимулирование государственно-частного партнерства.
1. Дробышевская Л.Н., Аретова Е.В. Институциональное взаимодействие государства и бизнеса в инновационной сфере Италии[Электронный ресурс] / Л.Н.Дробышевская, Е.В.Аретова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. - №4. - Режим доступа::http://www.journal-nio.com- (Датаобращения: 15.12.2007).
2. Baldini, N. Institutional changes and the commercialization of academic knowledge: A study of Italian universities’ patenting activities between 1965 and 2002 / N.Baldini,R. Grimaldi, M. Sobrero // Research Policy. - 2006. - V.35. - №4. - Р. 518-532.
3. ResearchandInnovation[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrkomi.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.07.2018).