Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Определены оптимальные параметры режима сварки трением с перемешиванием плит толщиной 28 мм из алюминия марки АД0. Показано, что при СТП плит алюминия АД0, качественное формирование швов можно обеспечить за счет использования двухсторонней сварки (поочередно с лицевой и корневой стороны соединения). При воздействии интенсивной пластической деформации и разогреве металла за счет трения структура сварных плит из сплава АД0 формируется путем последовательного чередования узких полос материала («луковых колец»), имеющих ультрадисперсную зеренную структуру. При увеличении вложении тепла за счет повышения частоты вращения инструмента и усилия прижатия инструмента, изменяется температурно-временной режим процесса сварки, способствующий частичной рекристаллизации деформированных зерен в центре шва. При приложении максимальных растягивающих напряжений разрушение сварного соединения происходит по границе раздела сред с различной структурой вследствие несовместности их деформации.
сварка трением с перемешиванием, алюминиевые сплавы, алюминий, двухсторонняя сварка, режимы сварки, механизм формирования соединения, прочность, ударная вязкость
1. Битюцкий, Н.А., Урушев, С.В. Оценка возможности восстановления ресурса специализированных вагонов-цистерн с котлами из алюминиевых сплавов // Сб. науч. тр. - Спб.: Инженерный центр вагоностроения; 2007, вып.3.- С. 81-90.
2. Битюцкий, Н.А. Исследование эксплуатационных повреждений вагонов-цистерн с котлами из алюминиевых сплавов // Транспорт Урала. - 2009. - № 2 (21).- С. 52-55.
3. Arbegast, W.J. FrictionStirWelding After a Decade of Development / W.J. Arbegast // Welding Journal. - 2006. - №3. - P. 28-35.
4. Ищенко, А.Я., Подъельников, С.В., Покляцкий, А.Г. Сварка трением с перемешиванием алюминиевых сплавов (обзор) // Автоматическая сварка. - 2007. - №11. - С. 32-38.
5. Friction Stir Welding Flies High at NASA / J. Ding [et al.] // Welding Journal. - 2006. - № 3. - P. 54-59.
6. Okamura, H. Friction Stir Welding of Aluminum Alloy and Application to Structure / H. Okamura, K. Aota, M. Ezumi // Journal of Japan Institute of Light Metals. - 2000. - № 4. - P. 166-172.
7. Овчинников, В.В., Дриц, А.М., Малов, Д.В. Особенности сварки листов сплава 1565ч в нагартованном состоянии // Заготовительные производства в машиностроении. - 2014. - №11. - С. 8-14.
8. Овчинников, В.В.Технологические особенности сварки трением с перемешиванием алюминиевых и магниевых сплавов (обзор). // Машиностроение и инженерное образование. 2016. - №4. - С.22-45.
9. Дриц, А.М., Овчинников, В.В., Малов, Д.В. Двух-проходная сварка трением с перемешиванием листов из сплава 1565чМ // Наукоемкие технологии в машиностроении. - 2014. - №6(…). - С. 36-42.
10. Дриц, А.М., Овчинников, В.В. Механические свойства сварных соединений листов из сплава 1565чНН // Технология легких сплавов. - 2014. - №12. - С. 32-39.
11. Malopheyev S., Mironov S., Kaibyshev R. Mechani-cal properties and structure of FSW of rolled Zr-modified AA5083 alloy. AIP Conference Proceedings, - 2016. - V. 1783. - P. 1-4.