Казань, Республика Татарстан, Россия
Казань, Республика Татарстан, Россия
Россия
Россия
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Одной из главных причин использования консультирования в организации является ожидаемый положительный экономический эффект, поскольку клиента интересует качество результата, а не сам процесс консультирования. Вместе с тем, следует учитывать, что на полученный результат от внедрения консультационного проекта может оказывать влияние не только консультант, но и сам клиент. При оценке качества консультирования принимаются во внимание следующие факторы: макро- и микросреда и конкретная сложившаяся ситуация в самой организации; квалификация, личный опыт, цели и мотивы, личностные качества консультанта; опыт, мировоззрение, личностные качества клиента. В статье для оценки эффективности управленческого консультирования предложено применять систему ключевых показателей оценки эффективности социального аспекта управленческого консультирования. Преимуществом применения предложенных в статье ключевых показателей эффективности является: наличие системного подхода к анализу деятельности, так как используются показатели, которые отражают ключевые факторы увеличения эффективности управления; в процессе анализа оценивается динамика и изменение основных показателей, что позволяет анализировать как эффективные, так и нерентабельные организации с единых позиций; методика предполагает расчет разнообразных показателей: натуральных и стоимостных, качественных и количественных. Данная методика позволяет любой организации реально оценивать эффективность управленческого консультирования и его влияние на управление производственно-финансовой деятельность.
управленческое консультирование, ключевые показатели эффективности, кадровый потенциал, экологическая эффективность.
На современном этапе экономических преобразований система ключевых показателей KPI (Key Performance Indicators) является одним из главных инструментов, позволяющих оценить эффективность производства, выработать на основе данной оценки стратегию развития, осуществить мониторинг и проконтролировать деловую активность сотрудников, структурных подразделений и предприятия в целом. С помощью системы ключевых показателей анализируется текущая ситуация в стратегической перспективе, а каждый сотрудник может объективно оценить свой вклад в реализацию стратегии развития компании. Система KPI, являясь гибким инструментом управления, может меняться в зависимости от целей предприятия. В современном производстве помимо определения эффективности работы управленческого персонала, KPI используют и в управлении бизнес-процессами. Связано это с тем, что в систему KPI включаются прямые индикаторы эффективности, результативности, производительности бизнес-процессов.
Ключевые показатели эффективности позволяют установить причинно-следственные связи между целевыми установками и задаваемыми параметрами для выявления закономерностей и взаимных факторов влияния на финансово-производственную деятельность, выявить зависимость одних показателей от других. Разработка и внедрение системы ключевых показателей вызвана необходимостью в обеспечении прозрачности и измеримости бизнеса, возможностях выработки оптимальных управленческих решений.
Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в разработке системы ключевых показателей оценки эффективности социального аспекта управленческого консультирования. Теоретико-методологической основой исследования стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод, методы статистической обработки информации. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов по управленческому консультированию, разработке и внедрению системы ключевых показателей, материалы научно-практических конференций и научных журналов, данные предприятий аграрной сферы экономики Республики Татарстан.
Анализ и обсуждение результатов исследования. При разработке и внедрении системы ключевых показателей можно придерживаться следующей последовательности:
- определяется стратегия организации,
описываются цели и результаты деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- выделяются наиболее важные факторы достижения положительного эффекта в результате влияния на стратегию развития внешней и внутренней среды;
- определяются ключевые показатели эффективности, определяющие мероприятия, связанные с реализацией стратегии [4, 15];
- разрабатываются и оцениваются сбалансированные показатели, которые отражают результаты финансово-производственной деятельности организации [5];
- определяется и внедряется специализированная автоматическая система, с помощью которой будет осуществляться внедрение КПЭ на предприятии.
Так как ключевые показатели эффективности представляют собой основу сбалансированной системы показателей, то при их формировании следует использовать методы, которые определены данной системой [3].
1. Апенько С.Н., Шавровская М.Н. Новые технологии и методы управленческого консультирования // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 3. - С. 122-126.
2. Архипова Н.И., Поморцева И.М., Татаринова Н.А. Алгоритм оценки качества персонала на базе показателей эффективности KPI // Экономический журнал. - 2013. - №3. - С.102-109
3. Боронин М.С. Ключевые показатели эффективности деятельности коммерческих предприятий // Статистика и экономика. -2012. - №5. - С.37-39
4. Булгакова С.В., Коротаева Н.В. Оценка ключевых показателей эффективности экономического субъекта и процессов деятельности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - №28 (310). - С.21-35
5. Ивах М.В., Хвостикова В.А. Ключевые финансовые показатели эффективности деятельности предприятий // ЭКОНОМИНФО. - 2013. - №19. - С.48-51
6. Клычова Г.С. Бухгалтерское консультирование как одно из направлений консалтинговых услуг // Экономика в меняющемся мире. Материалы Экономического форума с международным участием. Сборник научных статей. - Казань. - 2017. - С. 25-26.
7. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Камилова Э.Р. Развитие бухгалтерского учета социальных инициатив в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10. - № 1. - С. 25-29.
8. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Клычова А.С. Управленческое консультирование: основные принципы и направления проведения //Проблемы аграрной экономики в условиях импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции. - Казань. - 2017. - С. 27-34
9. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Пинина К.А. Оценка эффективности инвестиционной деятельности организаций // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 82-88.
10. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Валиев А.Р., Закирова А.Р. Совершенствование управления сельскохозяйственной организацией с использованием технологии бенчмаркинга // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 2-44. - С. 103-108.
11. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Закирова А.Р. Приоритетные направления повышения эффективности социально-экономической деятельности и конкурентоспособности предприятий АПК // Техника и оборудование для села. - 2017. - 4. - С. 42-45.
12. Клычова Г.С., Клычова А.С., Закирова А.Р. Консалтинговые услуги: сущность, виды и основные направления использования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. - № 2-44. - С. 109-115
13. Клычова Г.С., Низамутдинов М.М., Мавлиева Л.М., Титов Н.Л. Анализ стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 134-142.
14. Клычова Г.С., Фахретдинова Э.Н., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М. О значении консалтинга в создании успешного бизнеса // Актуальные проблемы экономики и бухгалтерского учета. Сборник научных статей I Всероссийского научно-практического семинара. Электронное издание. - 2017. - С. 191-195.
15. Корюкина Ю.А., Пивнёва К.С., Самохвалова С.М. Ключевые показатели эффективности деятельности (KPI) как средство реализации стратегии компании, контроля и мотивации персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2010. - №6. - С.256-258.
16. Литовченко М.В., Завалько Н.А. Ключевые показатели эффективности управленческого консультирования // Известия УрГЭУ. - 2011. - №4 (36). - С.21-26.
17. Макарова Ж.А. Управленческое консультирование как профессиональная деятельность // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 5) - С. 1107-1111
18. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. 2004. - 226 с.