Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель данной статьи — познакомить с результатами эмпирического осмысления роли семьи в процессе социализации личности. Применение метода теоретического анализа позволяет сделать вывод о длительном и весьма устойчивом интересе представителей разных отраслей человекознания к самым разных аспектам проблемы социализации личности, в том числе к факторам и условиям, влияющим на успешность социализации на разных уровнях онтогенетического развития личности. Фундаментальные исследования, осуществленные философами, культурологами, социологами (работы А. Адлера, У. Джеймса, Дж. Келли, А. Маслоу, Дж. Мида, Г. Олпорта, Т. Парсонса; В.Л. Абушенко, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, В.С. Мухиной, А.А. Реана, М.В. Рома, Д.Б. Эльконина и т.д.), свидетельствуют о том, что процесс формирования фундаментальных ценностных и мотивационных установок, а также духовно-нравственной сферы личности, имеющих определяющее значение для процесса ее социализации, осуществляется, в первую очередь, в семье. Особое значение семья имеет для социокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Проведенное же нами исследование объективно доказало, что лишь у 40% детей, принявших участие в исследовании, фиксируется высокий уровень социокультурного развития. У большинства же детей дошкольного возраста уровень их социализации ниже возрастных нормативов и возможностей. Рассматривая социализацию личности как многогранный процесс интеграции индивида и общества, в структуре социокультурного развития мы выделяем аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты и полагаем, что комплексное их изучение позволяет не только сделать объективный вывод об уровне социокультурного развития субъекта, но и спроектировать развивающую программу, направленную на эффективную социализацию ребенка в условиях семейного воспитания.

Ключевые слова:
личность, социализация личности, социокультурное развитие субъекта, семья как фактор социализации.
Текст

Введение и новизна. Последние десятилетия, характеризующиеся многими учеными (работы М.А. Барг, Ю.Г. Буртин, В. Мурашов, В.Н. Шилов и т.д.) как переходный этап развития нашего общества, объективно сопряжены с многочисленными обновлениями и трансформациями, происходящими в самых разных сферах жизни и деятельности людей. При этом кардинальным изменениям подверглись процессы социокультурного развития личности, ее
социализации, предполагающие развитие нравственной активности личности, ее самоконтроля, ответственности, инициативности и самодисциплины. Долгое время именно данные личностные характеристики являлись показателями, определяющими уровень развития личности. В настоящее время они нивелированы, отходят на второй план, замещаясь материальными потребностями и мотивами. При этом важнейшим институтом социализации личности как была, так и остается семья — первая школа жизни каждого человека. Именно семья, реализуя свои базовые функции, является проводником тех нравственных, духовных, этических, ценностных нормативов, убеждений и установок, которые всю жизнь определяют и образ жизни, и образ мыслей субъекта. В качестве подтверждения данного нашего вывода можно привести слова известного американского социолога ХХ столетия Толкотта Парсонса, который отмечает, что человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общепринятым нормативам, стандартам становится частью мотивационной структуры его личности, а именно, его потребностью [14]. Именно в семье, по мнению данного ученого, перечисленные «привязанности» и максимально раскрываются, и наиболее эмоционально значимы, что
и способствует формированию фундаментальных мотивационных установок личности. В данной статье находят отражение результаты осуществленного нами эмпирического исследования в области изучения семьи как фактора, объективно определяющего успешность социализации детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Абаюкова А.Б. Ценности семьи: социально-философский аспект [Текст] / А.Б. Абаюкова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Афоризмы мыслителей XIX века [Текст] / Сост. Л.Е. Лавренова. - СПб.: Паритет, 2005. - 352 с.

3. Барг М.А. Эпохи и идеи [Текст] / М.А. Барг. - М.: Правда, 1987. - 348 с.

4. Большой юридический словарь [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 858 с.

5. Буртин Ю.Г. Возможность возразить [Текст] / Ю.Г. Буртин. - М.: Правда, 1988. - 47 с.

6. Винникот Д.В. Разговор с родителями [Текст] / Д.В. Винникот; пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. - М.: Класс, 1995. - 74 с.

7. Гидденс Э. Социология [Текст]: учебник / Э. Гидденс. - 2-е изд., выпол. по 4-му англ. изд., доп. и перераб. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 632 с.

8. Горбова Г.А. Социально-философский анализ ценностей современного российского общества [Текст] / Г.А. Горбова // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. Приложение. - 2006. - С. 3-7.

9. Демографический понятийный словарь [Текст] / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2003. - 352 с.

10. Конт Спонвиль А. Философский словарь [Текст] / А. Конт Спонвиль. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

11. Мид Дж. Аз и Я, Американская социологическая мысль [Текст] / Дж. Мид; под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. - 496 с.

12. Мурашов В. Из тонких линий идеала. Из опыта работы [Текст]: Книга для учителя / В. Мурашов. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

13. Новая философская энциклопедия [Текст]: В 4 тт. / Ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.

14. Парсонс Т. Социальные системы [Текст] / Т. Парсонс. - ГЛОНСЕ, 1951. - 880 с.

15. Суворова О.В. Влияние эмоционального взаимодействия матери на самоотношение старшего дошкольника [Текст] / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 1.

16. Шилов В.Н. Политические ценности: специфика и функции [Текст] / В.Н. Шилов // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 6. - С. 116-125.

17. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление [Текст] / Н.Д. Шимин. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. - С. 12.

18. Belsky J., Barends N. Personality and parenting. In: M. Bornstein (Ed.), Handbook of parenting: Vol. 3. Being and becoming a parent, Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002, pp. 415-438.

19. Cook W.L. Interpersonal influence in family systems: A social relations model analysis // Child Development. 2001. Vol. 72(4). P. 1179-1197.

20. Delsing M.J., Oud J.H., De Bruyn E.E., van Aken M.A.G. Current and recollected perceptions of family relationships: The social relations model approach applied to members of three generations // Journal of Family Psychology. 2003. Vol. 17(4). P. 445-459.

21. Family socioeconomic status and child executive functions: The roles of language, home environment, and single parenthood / Sarsour K., Sheridan M., Jutte D., Nuru-Jeter A., Hinshaw S., Boyce W.T. // Journal of the International Neuropsychological Society. 2010 .№ 17 (1). P. 120-132.

22. Flood S.M., Genadek K.R. Time for each other: Work and family constraints among couples // Journal of Marriage and Family. 2016. 78(1). P. 142-164.

23. Hess R., Handel G. Family Worlds: A Psychosocial Approach to Family Life. Transaction Publishers, 2016. 320 p.

24. Kendler K.S., Sham P.C., MacLean C.J. The determinants of parenting: an epidemiological, multi-informant, retrospective study. Psychological Medicine, 1997, 27(3), р. 549-563.

25. Thompson R.A., Meyer S. The socialization of emotion regulation in the family // Handbook of emotion regulation / Ed. J.J. Gross. N.Y.: Guilford Press, 2007. P. 249-268.

Войти или Создать
* Забыли пароль?