НОЧУ «Семицветик» (учитель начальной школы)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассматриваются вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе, работающей по методу Монтессори. Также автор отмечает связь данных УУД с работой исполнительных функций как высших когнитивных процессов, активно исследуемых в последнее время в западной нейропсихологии. Развитые исполнительные функции позволяют человеку контролировать себя, строить планы и им следовать. В статье приводятся ссылки на американские и канадские исследования, указывающие на то, что детские сады и школы Монтессори благотворно влияют на работу исполнительных функций. Данный факт позволяет предположить, что формирование регулятивных УУД у младших школьников будет происходить более эффективно на фоне максимального включения исполнительных функций.
регулятивные УУД, исполнительные функции, Монтессори, начальная школа.
В современной педагогической науке ведется обсуждение нейропсихологической составляющей обучения и необходимости использования данных физиологии и психологии, а также науки о мозге при работе с детьми любых возрастов. Также свои требования к учебному процессу предъявляет и изменяющийся мир, в котором сама по себе информация перестает быть ценностью в силу своей доступности. Гораздо более важным навыком становится умение этой информацией оперировать, планировать свое время и добиваться поставленных целей. В связи с этим Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает концепцию
универсальных учебных действий (УУД) как основу процесса обучения в начальной школе. В широком смысле термин УУД означает умение учиться. Выделяются следующие УУД: личностные, коммуникативные, регулятив-
ные и познавательные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (морально-нравственный аспект). Регулятивные УУД отвечают за организацию учащимися их учебной деятельности (целеполагание и планирование). Познавательные УУД включаются в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД формируют социальную компетентность, продуктивное общение и взаимодействие в группе [1, c. 29]. УУД также являются требованиями к образовательным результатам начальной школы, поскольку к концу обучения на начальной ступени образования они должны быть сформированы у каждого учащегося. Однако на практике не всегда УУД формируются легко и эффективно, поскольку многим детям может быть тяжело самоорганизовываться, могу быть проблемы с мотивацией, постановкой целей, самоконтролем, которые трудно решить лишь педагогическими методами и наращиванием объемов выполняемых заданий. В западной науке на данный момент активно изучается проблема исполнительных функций (executive functions). Данный термин обозначает набор высокоуровневых когнитивных процессов, работу которых обеспечивает перфронтальная кора головного мозга. Первая основная исполнительная функция — это тормозной контроль, или самоконтроль.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Diamond А. Executive Function and Tools of the Mind // Communications. - 2010. - №1. - С. 20-30.
3. Lillard A.S. Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programmes // Journal of school psychology. 2012.
4. Cossentino J., Brown K. Assessing Creativity and Critical Thinking in Schools: Montessori as a Holistic Intervention // AMI Journal. 2014-2015. pp. 229-233.