СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предложен подход к определению стратегической устойчивости предприятия на основе показателей, отражающих ключевые сферы деятельности предприятия с использованием комплексной оценки временного и пространственного развития.

Ключевые слова:
динамика, системы показателей, темпы роста, динамический норматив, анализ и оценка, траектория развития
Текст

Для составления прогнозов обычно используют модели динамики, которые позволяют исследовать тенденцию процесса, периодичность его колебаний и возможные непредсказуемые влияния экзогенных факторов.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Модель можно построить, используя два типа исходных данных:

данные, характеризующие совокупность различных объектов в определенный момент (период) времени;

данные, характеризующие один объект за ряд последовательных моментов (периодов) времени.

Модели, построенные по данным первого типа, называются пространственными моделями. Модели, построенные по данным второго типа, называют моделями временных рядов.

Временной ряд - это совокупность значений какого-либо показателя за несколько последовательных моментов (периодов) времени. Каждый уровень временного ряда формируется под воздействием большого количества факторов, которые условно можно разделить на 3 группы [2]:

1) факторы, формирующие тенденцию ряда;

2) факторы, формирующие циклические и сезонные колебания ряда;

3) случайные факторы.

При различных сочетаниях этих факторов зависимость уровней ряда от времени может принимать различные формы. Во-первых, большинство временных рядов экономических показателей имеет тенденцию, что характеризует долговременное действие множества факторов на динамику изучаемого процесса. Во-вторых, для изучаемого процесса, могут быть характерны циклические колебания. Эти колебания могут носить сезонный характер, поскольку экономическая деятельность предприятий ряда отраслей (автотранспорт не является исключением) зависит от времени года. При наличии данных за длительные промежутки времени можно выявить циклические колебания, связанные с общей конъюнктурной динамикой рынка.

Некоторые временные ряды могут не содержать тенденцию и циклическую компоненту, а каждый следующий их уровень образуется как сумма среднего уровня ряда и некоторой (положительной или отрицательной) случайной компоненты. Однако чаще всего, показатели динамики содержат все четыре компонента. Каждый их уровень формируется под влиянием тенденции (Т), циклических (С), сезонных колебаний (S) и случайной компоненты (ɛ).

 

 

Список литературы

1. Поздеев В.Л., Леухина Т.Л. Непрерывность деятельности в аудите и циклическое развитие предприятия (организации) // Управленческий учет. 2008. № 7. С. 94-98.

2. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М. Статистика, 1977. 200 с.

3. Саетгалиев З.И. Устойчивость и прибыльность аграрного бизнеса - фактор закрепления квалифицированных кадров в АПК Республики Башкортостан//Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012. № 2. С. 98-100.

4. Хаммадеева Л.К. Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий//Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2013. Т. 3. № 29. С. 46-48.

5. Винничек Л.Б., Харитонова Т.В. Методические подходы к определению миссии и целей стратегии развития сельскохозяйственной организации//Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 2 (22). С. 122-126.

6. Никитин А.В., Квочкин А.Н. Инновационные машинные технологии как основа формирования стратегии развития интенсивного садоводства России//Достижения науки и техники АПК. 2013. № 4. С. 39-41.

7. Безрукова Т.Л., Петров П.А. Принципы, цели и задачи контроллинга в управлении промышленным предприятием //Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012. № 1. С. 87-90.

8. Субаева А.К. Оценка конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса АПК//Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 1 (21). С. 168-172.

Войти или Создать
* Забыли пароль?