РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обозначено направление развития системы высшего образования, в основу которого положена ориентация на формирование обучающихся как свободных, творческих, духовно богатых личностей. Образование и развитие указанных качеств в профессионально-образовательном пространстве вуза подразумевает развитие субъектной позиции личности обучающегося. Субъектная позиция личности заключается в способности ставить и решать в своей деятельности определенные задачи. Для развития личности обучающегося как субъекта предложен алгоритм творческой деятельности, который состоит из следующих шагов: осмысление проблемы, определение гипотезы, разработка программы решения гипотезы, пошаговое исполнение программы с ведением протокола наблюдения и констатацией выводов научно-исследовательской работы, проверка гипотезы. Раскрыты педагогические условия становления субъектной позиции обучающихся в вузе. Показана педагогическая практика развития субъектной позиции студентов на конкретных примерах учебных ситуаций. Проанализированы результаты опытно-экспериментальной деятельности по овладению студентами операциями исследовательской деятельности, способствующими развитию творческого потенциала (в том числе и субъектной позиции) при изучении основ наук. Предложены параметры, по которым отслеживается динамика развития субъектной позиции обучающихся вуза.

Ключевые слова:
субъектная позиция, субъект, система обучения, саморазвитие, творческая деятельность.
Текст

Новая образовательная парадигма предполагает создание моделей культурной и социальной системы, в которой осуществляется формирование и развитие личности обучающегося как субъекта развития своих потенциальных возможностей, как носителя правил, идей и целей гармоничного преобразования окружающего пространства.

Новая образовательная парадигма согласуется с официальными документами Российской Федерации [1-5], которые определяют социальный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников как свободных, творческих, духовно богатых личностей, развивающих свой потенциал сообразно встающим задачам.

Поэтому модернизация образования, прежде всего, должна касаться выработки принципиально новых профессиональных установок вузовских работников, направленных на формирование у обучающихся указанных качеств. Такая работа преподавателей подразумевает развитие субъектной позиции личности обучающегося. Под субъектом понимается индивид, у которого развиты личностные качества, способности к самосовершенствованию и утверждению во внешней среде, сознательному изменению развивающейся и изменяющейся обстановки собственной жизнедеятельности в конкретном времени и пространстве.

Педагогическая практика показывает, что овладение обучающимися навыками управления своей творческой деятельностью способствует развитию их субъектной позиции. Только человек, способный к творческой активности (универсальное отношение к жизни и самому себе), является социально защищенным. Поэтому педагогам вуза необходимо овладеть опытом конструирования системы обучения, где происходит формирование творческих качеств обучающихся.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 41. Ст. 4089.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52. Ст. 5622.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря.

Войти или Создать
* Забыли пароль?