К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОДСУДИМОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Центральным звеном в уголовном судопроизводстве выступает процесс доказывания по уголовному делу. Процесс доказывания при расследовании преступлений и рассмотрении их в суде в рамках российского уголовного судопроизводства должен соответствовать тем гарантиям прав несовершеннолетних, которые закреплены в Пекинских правилах. Изучение индивидуальных свойств несовершеннолетнего обусловлено необходимостью реализации восстановительного правосудия с позиции его гуманных начал.

Ключевые слова:
личность несовершеннолетнего, доказывание, исследование доказательств, аргументация, возраст, психолого-психиатрическая экспертиза, специализация, ювенальный суд.
Текст

 

В настоящее время все больший интерес представляет личностный подход к такому участнику уголовного судопроизводства, как несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. Да и не только к тем лицам, которые причастны к факту совершенного преступления, но и к несовершеннолетним свидетелям, потерпевшим – сотрудники правоохранительных органов и суда стараются применять те процессуальные гарантии, которые предусмотрены УПК РФ для несовершеннолетних с позиции их индивидуальности. В частности, особый интерес представляет вопрос о продолжительности допроса, об участии в процессе законного представителя, психолога.

Нам бы хотелось остановиться на личности несовершеннолетнего с позиции того, что все доказательства по уголовному делу подлежат подробному исследованию и впоследствии будут выступать аргументами для внутреннего убеждения судьи о виновности или невиновности несовершеннолетнего в совершении преступления. Именно судья принимает решение об избрании вида, меры наказания для несовершеннолетнего, поэтому от индивидуальных свойств, личности несовершеннолетнего, зависит вопрос о возможности его перевоспитания, возможности повлиять на его сознание в аспекте формирования правовой нравственности. 

Порядок производства по делам несовершеннолетних регламентирован гл. 50 УПК РФ. УПК РФ предъявляет особые требования к расследованию уголовных дел по обвинению несовершеннолетних, исходя из двойной защиты их прав и интересов. Преступления несовершеннолетних определяются особенностями их личности.

В УПК РФ термин «личность» встречается не часто. Для УПК РФ характерно использование таких понятий, как, например, «подозреваемый», «обвиняемый», «потерпевший», «свидетель». Однако «личность» является предметом изучения разных наук, среди которых следует выделять как юриспруденцию, так и психологию, принимая во внимание, что несовершеннолетие лиц обусловливает необходимость особого психологического подхода к ним [18, с. 433].

Изучение личности несовершеннолетнего позволяет выявить и оценить особенности механизма его преступного поведения, установить специфические причины, порождающие преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений. Кроме того, изучение личности позволяет выработать меры, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования поведения несовершеннолетнего. Неслучайно понятие «личность преступника» относится к числу самых крупных и фундаментальных понятий современной науки [13, с. 71].

Интерес к исследованию личности несовершеннолетнего заключается в том, что личность ребенка, это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера: резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов [20, с. 138].

Не учитывая эти особенности, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для социальной запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных».

          Ученые полагают, что становление личности происходит на основе заложенных в ней генетических задатков, которые со временем преобразуются в соответствии с физиологическим и психологическим развитием человека. Порою социальная среда выступает «как совокупность стимулов и ситуаций, воздействующих на несовершеннолетних, под влиянием которой приобретается человеческий опыт, формируются потребности и стремления, определенные способы поведения и жизненные позиции, и как регулятор удовлетворения жизнедеятельности человека в одном направлении, при условии ограничения и запретов в другом» [11, с. 53–54]. В этой связи можно полагать, что генетическая предрасположенность может корректироваться в зависимости от того, в какой социальной обстановке будет воспитываться несовершеннолетний. Порою ребенок, родившийся в семье лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, но воспитанный в позитивной семье, становится огражденным от возможного асоциального образа жизни или преступного стереотипа поведения.

Согласно ст. 421 УПК РФ, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Данные обстоятельства являются необходимыми при исследовании доказательств по уголовным делам несовершеннолетних. Таким образом, установление сведений о возрасте несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, особенностях личности требует дополнительных процессуальных действий, истребования документов, назначения экспертиз.

В этой связи представилось интересным мнение Г.Н. Ветровой, которая еще в 1998 г. вполне обоснованно предлагала ввести в УПК РФ отдельную статью «Исследование личности несовершеннолетних». В предмет доказывания по уголовному делу в отношении несовершеннолетних необходимо ввести обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего в аспекте его психологических индивидуальных качеств, порою может быть целесообразным проведение психиатрического исследования [14, с. 298].

Вопрос о характеристике личности несовершеннолетнего достаточно хорошо представлен в научной литературе. В этой связи заметим, что первым моментом, на который обращают внимание ученые из сферы уголовного судопроизводства, это возраст ребенка. Само значение слова «несовершеннолетний» позволяет нам судить о не достижении возрастной зрелости.

Начиная с римского права, при определении возрастных параметров несовершеннолетия законодатели исходили из теории климактерических периодов Гиппократа, согласно которой материальные элементы человеческого тела меняются каждые 7 лет, а вследствие этого обновляется и нравственный, духовный облик человека. Римское право различало три возрастных периода: infantes, дети до 7-летнего возраста – безусловно, невменяемые; impubes, от 7 до 14 лет мужского или до 12 лет женского пола – возраст условной вменяемости, относительно представителей которого каждый раз должен был решаться вопрос, был ли ребенок во время преступного деяния doli vel culpae capax (т.е. «способен к вменению в вину») [3, с. 13].

Такая классификация положила начало стройной системе периодизации участников судопроизводства в зависимости от возраста. Причем, по свидетельству П.И. Люблинского, дети от 7 до 14 лет рассматривались римскими юристами как «близкие к младенчеству»                    [6, с. 207].

            Современный подход в свете международного законодательства заключается в определении с психологических позиций возможности привлечения ребенка к уголовной ответственности в силу индивидуальных особенностей, как восприятия, так и понимания сущности содеянного и ответственности за него. Если возрастной предел уголовной ответственности установлен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным [12, с. 125].

В нашей стране принята следующая педагогическая периодизация с детства от рождения: ранний возраст (от рождения до 2 лет); младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет); средний дошкольный (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); период младшего школьного детства (от 7 до 12 лет); период подростковый (от 12 до 15 лет); период юношеский (от 15 до 17 лет). Эта периодизация (периодическая возрастная) лежит, к примеру, в основе подготовки к допросу несовершеннолетних [5, с. 45].

Такая градация возраста несовершеннолетних исходит из уголовно-правового регулирования возрастного порога ответственности. Этот предел для законодателя является своеобразным обозначением достижения уровня интеллектуальной, волевой, личностной зрелости в сфере отношений, регулируемых уголовным правом [17, с. 10]. Так, в п. 4.1. Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. [9], закреплено: в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

В процессе анализа личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а в суде – подсудимого, хотелось бы отметить то, что для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор преступного варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

В имеющихся методических разработках выделены следующие группы подростков-правонарушителей:

– подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются неразвитыми базовые чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки;

– подростки с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения;

– подростки, выбирающие делинквентное поведение как основную модель значимого для них окружения (конформное поведение), с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям;

– подростки с психическими и невротическими расстройствами;

– подростки, сознательно выбирающие делинквентное поведение (не страдающие психическими расстройствами, обладающие достаточным самоконтролем и понимающие последствия своего выбора) [8, с. 68].

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних правонарушителей, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8–10% несовершеннолетних, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания [16, с. 48–50]. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое поведение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

Например, в трудовой сфере у этих подростков отмечается отсутствие интереса к выполняемой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоду), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач коллектива, его нужд.

Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т.п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения [4, с. 14].

Большинство ученых приходят к выводу о том, что к числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, можно отнести отсутствие понятия чести, долга, совести, смелости, справедливости, морали. Такие понятия переосмысливаются несовершеннолетними, исходя из групповых интересов.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15–25% случаев [7, с. 260–263].

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

В последнее время исследователями много внимания уделено выявлению отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-психическими аномалиями. Установлено, что влияние этих аномалий на правонарушающее поведение в основном носит косвенный или опосредованный характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность, неадекватность реакций подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственно-правовую направленность.

Однако в научной литературе авторы пишут о том, что по многим регионам страны в последние годы констатируется более интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам почти в четыре раза рост преступности среди несовершеннолетних в целом. В настоящее время почти каждый седьмой-десятый подросток, совершающий преступление, имеет достаточно выраженные отклонения в нервно-психическом состоянии. Тем не менее, подавляющую часть среди них составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после перенесенных родовых и иных травм. Они в 80–85% случаев приобретены ими вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания [2, с. 45].

Е.А. Арманова справедливо подчеркивает, что усугубляет ситуацию то, что у таких несовершеннолетних имеются большие пробелы в школьных знаниях, хроническая неуспеваемость, конфликты с педагогами, что порождает их неуверенность в собственных силах и способностях. Не удовлетворенные своим положением в обществе, они, не видя цели и смысла жизни, стремятся реализовать себя в неформальных подростковых группах, проводят в них все свободное время [1, с. 86].

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе, и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В этой связи можно полагать, что в центре внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выделение психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования. Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и их профилактики. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации приемов профилактики [19, с. 19].

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что данные о личности несовершеннолетнего, а также данные о его поведении до совершения преступления позволят установить обстоятельства произошедшего события, выявить мотивацию поведения, его индивидуальные качества. Сведения о личности входят в характеристику отдельных видов преступлений, создает  предпосылки для более быстрого и эффективного решения задач предварительного следствия и судебного разбирательства.

В п. 5.1. Пекинских правил имеет место следующее положение: система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и гарантии того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. В этой связи все более очевидна необходимость в создании государственной службы психологов, которые могли бы обеспечить в силу своих знаний, опыта стабильное психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего участника следственных и процессуальных действий по уголовному делу. По нашему мнению, процессуальные действия с участием несовершеннолетних должны быть тщательно продуманы и грамотно спланированы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что во многих вопросах необходим индивидуальный подход к личности несовершеннолетнего посредством психолога. По нашему мнению, в данном вопросе нужно руководствоваться Пекинскими правилами, в которых четко установлены следующие требования: специализация сотрудников органов уголовного преследования, повышение их квалификации и плановая переподготовка.

Думается, что определенным объемом психологических знаний должен владеть каждый дознаватель, следователь, судья в области ювенальной юстиции, не перекладывая обязанность вникать в психологию ребенка, с целью индивидуального подхода на психолога.

Мы полагаем, что одним из путей развития защиты прав несовершеннолетних будет являться грамотный, специализированный подход к личности ребенка. Однако авторы подчеркивают, что индивидуальное воздействие специалистов на личность правонарушителя является не вполне эффективным, и причины видятся в совокупности следующих обстоятельств: неконструктивное либо деструктивное взаимодействие с ним; формальный подход к выполнению своих функций; сохранение карательного подхода в работе с несовершеннолетним, который выражается в наказывании, а не в принятии мер в восстановлении прав несовершеннолетнего; игнорирование проблем несовершеннолетнего; отсутствие должного внимания к индивидуальным и возрастным психологическим особенностям несовершеннолетнего [14, с. 77].

В тоже время п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» закреплено то, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах, как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства [10].

            В этой связи в судебной системе достаточно эффективно функционируют ювенальные суды. Однако на досудебных стадиях не обеспечена специализация ни дознавателей, ни следователей. Психологическая безграмотность сотрудников органов уголовного преследования не обеспечивает корректного подхода к личности несовершеннолетнего. Более того, до сих пор в России не развит институт «детской адвокатуры».

            Подводя итог изложенному, нам видится то, что в отношении каждого подозреваемого, обвиняемого несовершеннолетнего на досудебных стадиях нужно назначать экспертизу. Мы можем полагать, что производство судебной экспертизы позволяет ответить на те вопросы, которые требуют специальных познаний, и ответ на которые позволит установить те обстоятельства, которые входят в предмет доказывания по уголовному делу. Кроме того, хотелось бы заметить, к сожалению, в отдельных регионах нет отлаженной системы по производству судебно-психологической экспертизы, лиц, сведущих в такой области знаний, немало, но не каждый вызывает доверие. Тем более, когда предметом является душевная сфера несовершеннолетнего, требуется наиболее опытный эксперт, который сможет грамотно установить индивидуальные свойства личности ребенка. Знание индивидуальных особенностей несовершеннолетнего является серьезным подспорьем в работе следователя и дознавателя, судьи. В частности, практические работники отмечают, что основной проблемой в работе с несовершеннолетними является задача: выявить в их показаниях, где правда, а где ложь. В этой связи именно заключение судебно-психологической экспертизы поможет выбрать тактические приемы производства отдельных следственных действий. Нам видится в качестве выхода из подобной ситуации привлечение психиатров и назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Изучение психологических, психических особенностей несовершеннолетнего позволит легче понять дознавателю, следователю, судье не только пределы эмоциональной уязвимости несовершеннолетнего, но и выбрать корректную форму производства следственных и процессуальных действий в процессе собирания доказательств по уголовному делу.

        

 

Список литературы

1. Арманова Е.А. Групповая преступность несовершеннолетних [Текст] / Е. А. Арманова // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. - 2009. - Сер. 12. - Вып. 2, ч. 1. - С. 83-86.

2. Борисова Н.Е. Несовершеннолетний в конфликтной ситуации: правовые средства предупреждения конфликта и защиты от него [Текст]: практ. пособие / Н. Е. Борисова, Э. Б. Мельникова. - М. : Изд-во РГСУ, 2016. - 213 с.

3. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве [Текст] / О. Х. Галимов. - СПб. : Питер, 2001. - 162 с.

4. Дауташвили П.З. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетней молодежи в сельской местности [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П. З. Дауташвили. - М., 2012. - 25 с.

5. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетнего [Текст] / С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова. - М. : Экзамен, 2004. - 96 с.

6. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте: социально-правовые очерки [Текст] / П. И. Люблинский. - М. : Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1923. - 294 с.

7. Мартолина М.Я. Концептуальные положения экзистенциальной психотерапии ноогенных неврозов по В. Франклу среди осужденной несовершеннолетней российской молодежи [Текст] / М. Я. Мартолина // Человек: преступление и наказание : материалы Межвуз. науч.-теорет. конф. адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов. - Рязань, 2011. - С. 260-263.

8. Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи [Текст] / А. Я. Минин, О. Ю. Краев ; под ред. А. Я. Минина. - М. : Прометей, 2016. - 140 с.

9. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. [Электронный ресурс] // URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml. (дата обращения: 10.03.2018 г.)

10. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2011/02/11/nesovershennoletnie-dok.html (дата обращения: 12.03.2018 г.).

11. Огай С. Г. Современное состояние преступности несовершеннолетних и организация ее профилактики [Текст]: дис. … канд. юрид. наук / С. Г. Огай. - М., 2003. - 241 с.

12. Орлова Ю.Л. Гарантии прав несовершеннолетних (подростков) в международном законодательстве [Текст] / Ю. Л. Орлова // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. - 2010. - № 7. - С. 124-128.

13. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона) [Текст] / Р. В. Полтарыгин. - М. : ВНИИ МВД, 2004. - С. 71-79.

14. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних (гл. 68) [Текст] // Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФР. Теоретическая модель / Г. Н. Ветрова [и др.] ; под ред. В. М. Савицкого. - М., 1990. - С. 298-305.

15. Садовникова М.Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних [Текст] / М. Н. Садовникова // Сиб. юрид. вестн. - 2013. - № 3 (62). - С. 76-80.

16. Сажаев А.М. Анализ первичных материалов о совершенном преступлении с целью получения сведений о несовершеннолетнем подозреваемом [Текст] / А. М. Сажаев // Вестн. криминалистики. -2013. - Вып. 3 (47). - С. 48-50.

17. Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / О. Д. Ситковская. - М. : Зерцало, 1999. - 89 с.

18. Трашкова С.М. Необходимость учета возрастных особенностей личности несовершеннолетнего подозреваемого на стадии возбуждения уголовного дела [Текст] / С. М. Трашкова // Вестн. КрасГАУ. - 2006. - № 11. - С. 433-438.

19. Трофимова И.А. Особенности преступности несовершеннолетних в условиях портового города [Текст] / И. А. Трофимова // Права : теория и практика. - 2016. - № 7. - С. 18-22.

20. Цветкова Е.В. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних и факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего преступника [Текст] / Е. В. Цветкова // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. - 2012. - № 4 (25). - С. 137-142.

Войти или Создать
* Забыли пароль?