ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕКРЕТАРИАТА ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С АБИТУРИЕНТАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается необходимость подготовки секретариата приемной комиссии (ответственных и технических секретарей факультетов) вуза к выполнению своих профессиональных обязанностей, в первую очередь, связанных с организацией взаимодействия с абитуриентами и их законными представителями, консультирования. Описывается процедура проверки подготовленности секретарей приемной комиссии через игровую форму. Приводится фрагмент деловой игры, посредством которой через игровые ситуации реализуется проверка. Выделяются компоненты деловой игры - игровая среда, роли, сюжетная линия, правила, ход игры, игровые ситуации. Игровые ситуации разработаны с опорой на нормативные документы, регламентирующие прием абитуриентов в вузы Российской Федерации. Показывается, каким образом данную игру можно модернизировать или по аналогии доработать ситуационные задачи с учетом особенностей вуза.

Ключевые слова:
деловая игра, приемная комиссия, прием документов, обучение, секретариат.
Текст

Ежегодно в вузы осуществляется прием абитуриентов для получения последними высшего образования. Как правило, в приемных комиссиях на должностях ответственных и технических секретарей факультетов (институтов) находятся сотрудники или студенты старших курсов данной организации. Их состав не является постоянным, так как среди сотрудников (преимущественно лаборантов) велика миграция, а студенческий состав уже по самой своей сути изменчив. В этой связи в апреле-мае каждого года перед руководством приемной комиссии возникает проблема подготовки секретарей к грамотной работе в приемной комиссии. Сама подготовка может быть с успехом осуществлена в рамках дополнительных образовательных программ, где происходит обучение работе с документами абитуриентов, внесения данных в информационную систему (в частности, в нашем вузе — это 1С: Университет), общения с абитуриентами и их законными представителями. Но как бы качественно не обучался секретариат, проверить уровень подготовки секретарей зачастую можно лишь в реальных условиях в ходе приема документов. Как показывает практика, до этого момента проверку лучше не откладывать, а, используя определенные инструменты, сделатьэтозаранее. И здесь как нельзя лучше могут быть задействованы деловые игры. Данная разновидность игр широко применяется в образовании (см., например, [1, 3, 4, 6] и др.), но деловые игры можно эффективно использовать и в обучении секретариата приемной комиссии. В настоящей статье мы опишем вариант подобной игры, где через систему ситуационных задач, во-первых, проверяется уровень готовности секретарей взаимодействовать с абитуриентами, во-вторых, косвенное обучение секретарей ориентироваться во внештатных ситуациях. Предварительно отметим, на какие моменты следует обратить внимание при подготовке ситуационных задач. Работа с документами абитуриентов: знание необходимого для приема комплекта документов (копия или оригинал документа об образовании, ксерокопия паспорта, фотографии, дополнительные документы, например, дающие право на льготное поступление, и т.д.) и правильности оформления предоставляемых документов; знание нормативных актов по работе с персональными данными абитуриентов (ответственность за разглашение персональных данных, суть согласия на обработку персональных данных и необходимость его подписания абитуриентом, суть согласия на зачисление); знание документов, принимаемых для подтверждения индивидуальных достижений абитуриентов (грамоты олимпиад и конкурсов соответствующих уровней, документ о сдаче норм ГТО) и правильности их оформления; помощь в организации вступительных испытаний (назначение абитуриента на вступительные испытания, подготовка экзаменационных листов абитуриентов,
информирование абитуриентов о сроках проведения вступительных испытаний и полученных на них баллах).

Список литературы

1. Ваграменко Я.А., Яламов Г.Ю., Крапивка С.В., Савостина Е.В. Построение моделируемых и игровых систем, адаптированных к учебному процессу в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика. - 2013. - № 4. - С. 3-24.

2. Закон об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // РГ. - 2012. - 31 дек.

3. Зубрилин А.А. Занимательность в обучении: монография / МордГПИ. - Саранск, 2012. - 175 с.

4. Зубрилин А.А. Игровая деятельность в обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений: монография / Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск, 2009. - 153 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. - URL: http://4ege.ru/documents/51675-poryadok-priema-v-vuzy-na-2016-2017-uchebnyy-god.html.

6. Шукшина Ю.А. Практико-ориентированные учебные задания в системе обучения // Мир науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 11.

Войти или Создать
* Забыли пароль?