К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛУЖЕБНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье поставлена проблема детерминации возникновения конфликтов в коллективе органов внутренних дел, и как следствие – формирование в нем неблагоприятного социально-психологического климата. Одной из причин обозначен низкий уровень конфликтологической культуры сотрудников, который проявляется в отсутствии достаточных конфликтологических знаний, позволяющих оперативно и грамотно анализировать создавшуюся негативную обстановку, предвидеть наступление конфликтной ситуации, определить внутренние причины конфликта, а также разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и разрешения.

Ключевые слова:
конфликтологическая культура, конфликтные ситуации, причины конфликтов, сотрудники органов внутренних дел.
Текст

В любом трудовом коллективе практически всегда случаются конфликты – от мелких, которые быстро заканчиваются и проходят практически без последствий, до крупных, которые заканчиваются увольнением. Но любой, даже самый мелкий, конфликт несет разрушительных характер для коллектива, так как сотрудники, находящиеся в конфронтации, хуже выполняют свои должностные обязанности, у них снижается работоспособность. После конфликта им очень сложно втянуться в работу, а некоторым так и не удается работать с прежней продуктивностью.

Научная дисциплина, изучающая конфликты, причины их возникновения, определяющая пути и методы преодоления конфликтов, называется конфликтологией. Учитывая, что конфликтология является сформировавшейся научной дисциплиной, и, исходя из ряда положений, относящихся к психологической культуре личности, в частности признания личностного фактора в конфликтном поведении, необходимо рассматривать вопрос о конфликтологической культуре личности сотрудника ОВД, ее содержании, условиях и механизмах формирования.

Конфликтологическая культура личности – это, по сути, высшая психическая функция, которая является результатом интериоризации  социальных отношений и усвоения их культурных образцов. Переходя во внутренний план, социальные отношения преобразуются в стратегии и правила, которые, в свою очередь, становятся структурной основой психического функционирования личности в конфликтной ситуации [5]. Конфликтологическаякультура базируется на конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности человека, составляя вместе с ним конфликтологическую подготовку личности.

Конфликтологическую компетентность можно определить как систему научных знаний о конфликте и умений управлять им в процессе профессионального общения.

В коллективах органов внутренних дел необходимо создавать условия, способствующие формированию высокого уровня конфликтологической культуры [2] каждого сотрудника, что в свою очередь будет влиять на благоприятный социально-психологический климат в коллективе и продуктивное выполнение поставленных служебных задач.

В процессе совместной служебной деятельности каждый сотрудник органов внутренних дел включен в систему социально-психологических связей, которые предполагают следующие особенности: профессиональное общение, межличностное восприятие, морально-психологический климат, доминирующие групповые мнения, настроения, традиции воздействуют на личность. Умение сотрудника налаживать взаимоотношения и сотрудничество с коллегами, завоевывать авторитет, способствовать благоприятной психологической атмосфере в группе, проявление активности в этом направлении – все это является условием успешности и эффективности профессиональной деятельности.

В коллективе сотрудников органов внутренних делсобираются люди, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями: возрастными, внешними, гендерными, профессиональными различиями, различиями в темпераменте, характере, уровне интеллекта, образованности, социальными установками (усвоенные нормы поведения, интересы, стиль общения, привычки, ценности, убеждения, свои модели объяснения поведения других людей). В этом случае одной из базовых составляющих выступает толерантность, характеризующая совокупность ценностных установок личности, являющаяся показателем социальной рефлексии, уровня коммуникативности, способности разрешать дестуктивные конфликтные ситуации, а также способности к сопротивлению негативным воздействиям окружающей среды, успешной адаптации к социальному окружению, подвергающееся развитию в процессе социализации, воспитания и самовоспитания. Толерантность в межличностном общении понимается как неотъемлемая характеристика профессионализма сотрудника органов внутренних дел и зрелости личности [1].

Толерантность в процессе общения между сотрудниками органов внутренних дел связана с явлением эмоционального отражения личных различий, где решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств коллег по работе. Например, интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Тогда толерантность в процессе общения будетпроявляется в тех случаях, когда человек не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности коллег по работе, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один сотрудник органов внутренних делв другом сотруднике, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей и тем выше его способность предотвращать и разрешать деструктивные конфликтные ситуации.

Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел в свою очередь влияет на состояниесоциально-психологического климата в коллективе, характеризующего эмоциональную сторону социального взаимодействия в процессе групповой деятельности.

Социально-психологический климат в коллективе характеризуется объективными и субъективными показателями. К объективным показателям относятся текучесть кадров, неудовлетворительные условия несения службы, эффективность выполнения поставленных задач. Субъективными психологическими показателями являются качественный состав сотрудников, профессиональная компетентность, отношения между сотрудниками, особенности восприятия ими взаимных оценок, их эмоциональное состояние, уровень коллективного настроения и его динамика. Крайне важным критерием является наличие или отсутствие конфликтов на межличностном уровне, распространение слухов друг то друге, опозданий, психологической несовместимости членов коллектива, стремления к переходу в другие службы, психологической напряженности, скрытой критики условий службы, низкой активности в работе [3].В целом, анализ конфликтов, их причин, разновидностей и закономерностей проявления, помогает каждому руководителю психологически более грамотно решать вопросы прогнозирования и профилактики конфликтных ситуаций, выбирать адекватные методы и приемы практического разрешения и снятия конфликтов, на данной основе – целенаправленно сосредотачивать свои усилия на повышении уровня организованности коллектива и эффективное решение служебных задач [4].

Таким образом, одной из серьезных психологических причин возникновения конфликтов в коллективе органов внутренних дел, и как следствие – формирование в нем неблагоприятного социально-психологического климата, является низкий уровень конфликтологической культуры сотрудников, который проявляется в отсутствии достаточных конфликтологических знаний, позволяющих оперативно и грамотно анализировать создавшуюся негативную обстановку, предвидеть наступление конфликтной ситуации, определить внутренние причины конфликта, а также разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и разрешения.

Список литературы

1. Бочкарев М.В., Телегина Е.Г. Управление конфликтами в подразделениях органов внутренних дел: Методические рекомендации. - М.: ДГСК МВД России, 2011.

2. Мальцева Т.В., Сомов А.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология - 2012, №4. С. 105-109.

3. Марьин М.И., Петров В.В., Адаев А.И., Боренко А.В. Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел: учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России. 2005.

4. Социально-психологические аспекты повышения компетентности руководителя. Основы взаимоотношений в системе “начальник - подчиненный”, “сотрудник - сотрудник”: Методические рекомендации - М, 2000.

5. Щербакова О.И. Формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в контекстном обучении // Психопедагогика в правоохранительных органах - 2009 №3 (38).


Войти или Создать
* Забыли пароль?