Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.
география, туризм, планирование путешествий, технология туризма
География — основа туризма, туризм — выражение географии
Без географии туризм не возможен. В туризме нужны все географические знания. «География» и «туризм» — тесно взаимодействующие понятия, их связь многогранна. Они во многом дополняют иобогащают друг друга. В туризме географические знания составляют один из важнейших блоков, играют базовую роль, поскольку туризм по своей сущности географичен и картографичен. Туристский продукт, туристский маршрут — это такие процессы, в которые география включается в технологию основной деятельности. География составляет обязательное условие туризма.
География питает туризм сведениями о туристских районах, ресурсах, о благоприятных и неблагоприятных факторах среды, информацией для разработки туристских маршрутов. Благодаря географии совершенствуется техника и технология туризма, формируется понимание и выстраивание территориальной организации туризма, идет поиск путей его развития в регионе. География способствует развитию международных туристских процессов, повышению интереса и уважения в обществе к другим народам и культурам. Физическая география, социально-экономическая география, картография и все их дочерние науки разнообразно используются в туризме, подпитывают туризм.
Туризм — одна из немногих сфер современной профессиональной деятельности, таких как образование, экология и некоторые другие, где географу пригодятся все его географические знания. Туризм является одной из областей практического интереса людей, где осознается важность географии. В этом отношении туризм способствует развитию географических наук и системы географического образования, росту в обществе интереса к географическим сведениям. Предприятия туризма и рекреации часто по сути своей географичны, органично вписаны в территорию, отражают ее особенности.
Взаимосвязь туризма и географии очевидна, но развивать эту тему в статье мы не будем. О взаимной обусловленности географии и туризма известно многое, и нам
1. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Технология планирования самостоятельного путешествия / «Географический вестник», № 2 (25)2013, С. 99-103/
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник, 2009. №2. С. 78-88.
3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2009. С. 19-25.
4. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2007 - 20 с.