МЕТОД ОЦЕНКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сложность учебного материала пропорциональна времени (или количеству слов), требующемуся для объяснения этого материала ученику с заданным уровнем знаний. Для оценки сложности некоторых вопросов школьного курса математики использовались метод разложения операций на элементарные действия и метод парных сравнений, а также проводился контент-анализ параграфов учебника. При этом учитывались: объем параграфа; количество математических символов в формулах; количество новых понятий, не входящих в заданный уровень знаний; информационные объемы их определений. В результате оценки дидактической сложности 27 параграфов школьного курса математики установлено, что за время обучения в школе сложность вопросов по математике возрастает примерно в 150–200 раз.

Ключевые слова:
дидактика, квалиметрия, математические методы, парные сравнения, педагогическая экспертиза, сложность, теория обучения, учебник.
Текст

Развитие методики преподавания, совершенствование учебников и учебных пособий, создание математических и компьютерных моделей дидактических систем требуют оценки дидактических характеристик различных элементов учебного материала (ЭУМ).

Список литературы

1. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект [Текст] Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

2. Гидлевский А.В. Исчисление трудности дидактической задачи [Текст] / А.В. Гидлевский // Вестник Омского университета. - 2010. - № 4. - С. 241-246.

3. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам [Электронный ресурс]: монография. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. ISBN 978-5-93008-224-1. - URL: http://maier-rv.glazov.net

4. Майер Р.В. Оценка уровня абстрактности изложения материала в школьных учебниках по естественным наукам [Текст] / Р.В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - № 1. - С. 58-63. DOIhttps://doi.org/10.12737/24530

5. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам [Текст] / Я.А. Микк. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.

6. Новосельцев В.И. Теоретические основы системного анализа [Текст] / В.И. Новосельцев [и др.]. - М.: Майор, 2006. - 592 с.

7. Универсальный современный справочник школьника: 5-11 классы [Текст]. - М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИА РИПОЛ КЛАССИК», 2004. - 1296 с.

8. Флегонтов А.В. Мягкие знания и нечеткая системология гуманитарных областей [Текст] / А.В. Флегонтов, В.А. Дюк, И.К. Фомина // Программные продукты и системы. - 2008. - № 3.

9. Шапиро С.И. От алгоритмов - к суждениям (Эксперименты по обучению элементам математического мышления) [Текст] / С.И. Шапиро. - М.: Советское радио, 1973. - 288 с.

10. Шрейдер Ю.А. Системы и модели [Текст] / Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. - М.: Радио и связь, 1982. - 152 с.

11. Mayer R. Thecomplexityassessment of conceptions and educational texts on natural scientifi c disciplines // ICERI2016 Proceedings. 9th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville (Spain), 2016. Рp. 6078-6088.

Войти или Создать
* Забыли пароль?