Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2013 по 01.01.2022
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Щелковский район Московской области является перспективным для нового жилищного строительства. Однако при увеличении темпов возведения зданий возникает проблема с транспортной инфраструктурой, когда новые дороги не возводятся. Это приводит к большому количеству транспортных заторов и потере времени людьми, выезжающими на работу в Москву. На примере нового микрорайона в поселке Свердловский Щелковского района Московской области была произведена оценка транспортной доступности. Было выяснено, что она является плохой и это приводит не только к большому количеству автомобильных пробок, но и к загрязнению атмосферы выхлопными газами от автомобилей. Были предложены различные перспективные решения по реконструкции ближайших вылетных магистралей (шоссе), что в перспективе поможет улучшить транспортную ситуацию в регионе.
строительство, транспортная инфраструктура, здания, застройщик, шоссе, путепровод, автомобильные пробки.
Московская область является перспективным регионом для застройщиков, которые в последнее время активно возводят большое количество жилых зданий разной этажности. Близость к столице, наличие большого количества природных зон, а также свободного места для строительства завлекает инвесторов, которые широко ведут свой строительный бизнес в московской агломерации.
В настоящей статье предлагается рассмотреть основные проблемы транспортной инфраструктуры на примере Щелковского района Московской области, который в последнее время активно застраивается многоэтажными жилыми зданиями. Границы района расположены на расстоянии десяти километров от московской кольцевой автодороги (МКАД), таким образом, прослеживается близость со столицей, что позволяет активно заманивать будущих покупателей новыми строительными проектами.
Глядя на Подмосковье, в современном жилищном строительстве застройщик в первую очередь пытается найти место для возведения нового и комфортного жилья. Для этого активно используются бывшие земли сельскохозяйственного назначения, которые затем переводятся в земли для жилищного малоэтажного или многоэтажного строительства.
Большое количество полученной территории позволяет застройщику разворачивать строительство в несколько очередей, возводя большое количество многоэтажных корпусов. В некоторых случаях имеется возможность подключения к городским инженерным системам. Если такое невозможно, то приходится строить свои очистные сооружения, котельную и т.д.
Сегодня в Московской области большое количество застройщиков строят свои объекты на высоком уровне с учетом современных тенденций и с хорошим качеством, возводя кроме жилого фонда также различные социальные объекты – детские сады, школы, поликлиники, оздоровительные комплексы и т.д.
Также стоит отметить, что в некоторых районах Подмосковья ощущается недостаток рабочих мест, что приводит к маятниковой миграции населения на заработки или в другие районы Московской области, или в столицу [1-3]. Таким образом, новый построенный микрорайон каждое утро и каждый вечер начинает сильно перегружать и без того загруженные вылетные магистрали (шоссе), ведущие к столице. Это сильно осложняет транспортную доступность до новых возведенных жилых домов, что также ухудшает экологическую обстановку из-за постоянно увеличивающегося объема выхлопных газов от автобусов, а также частных автомобилей [4-5].
В качестве примера предлагается рассмотреть микрорайон Лукино-Варино, который уже несколько лет активно застраивается на территории Щелковского района Московской области в поселке Свердловский. Застройка началась в 2012 г. и уже введено в эксплуатацию 22 жилых дома, а также школа и детский сад. Кроме того, еще в течение пяти лет застройщик планирует достроить еще такое же количество домов. Сегодня в микрорайоне проживает 5000 чел. и количество жителей будет только постоянно расти после ввода в эксплуатацию новых домов. Таким образом, начинает возрастать нагрузка на транспортные магистрали, по которым люди будут добираться до своей работы (в основном до Москвы).
Выехать из микрорайона можно двумя путями. Первый – через Монинское шоссе, которое переходит в Щелковское шоссе. Второй вариант – через Монинское шоссе в противоположную сторону, переходящее в Горьковское шоссе.
Выезд на Щелковское шоссе более перспективен по километражу (4 км) по сравнению с выездом на Горьковское шоссе (11 км). Кроме того, при выезде на Горьковское шоссе необходимо проезжать через город Лосино-Петровский с большим количеством светофоров. Однако само Монинское шоссе уже не в состоянии принимать такое количество автомобилей. Оно имеет всего по одной полосе в каждую сторону, максимальная скорость ограничена 60 км/ч.
Каждое утро жители микрорайона сталкиваются с проблемой выезда даже на само Монинское шоссе, по которому едут потоки из города Лосино-Петровский на работу в Москву. На светофоре у Щелковского шоссе скапливается большая пробка, из-за которой можно потерять до 25 мин. чистого времени.
Далее, двигаясь по Щелковскому шоссе в сторону Москвы, образуются пробки из автомобилей, выезжающих непосредственно из города Щелково, а также близ лежащих вдоль шоссе населенных пунктов. За несколько километров до МКАД в плотные потоки начинают добавляться автомобили из города Балашиха. Также стоит отметить, что само Щелковское шоссе уже не в состоянии за час пропускать такое количество автомобилей. Средняя скорость на некоторых участках доходит до 5–10 км/ч. Имеется всего лишь две полосы по обеим сторонам и только после непосредственно МКАД количество полос возрастает. Вечером, когда люди начинают ехать после работы в Подмосковье, на слиянии одной части Щелковского шоссе (из Москвы перед МКАД) с другой (от МКАД в область) образуется так называемое бутылочное горлышко. Пробка достигает около 4–5 км, время проезда около 25–30 мин. Это происходит из-за того, что количество рядов уменьшается вдвое от Москвы в сторону области. Таким образом, можно сделать вывод, что недавняя реконструкция части Щелковского шоссе, которое проходит через Москву, оказалась неперспективной, т.к. проблему заторов перед столицей она совсем не решает.
Таким образом, люди тратят в пробках до подьезда к ближайшему метро (Щелковская) при сложных дорожных условиях (например, снегопад) около двух и более часов. Ни о какой комфортности передвижения говорить и не приходится.
Следовательно, необходимо предложить кардинальное решение по улучшению транспортной инфраструктуры в данном населенном пункте. Сложно даже предположить, что будет происходить с пропускной способностью дорог после завершения второй очереди строительства и увеличения в несколько раз проживающих там людей (по проектным оценкам застройщика количество жителей должно увеличиться на 15 000 чел. к 2023 г.).
Первым делом становится необходимым увеличение пропускной способности Монинского шоссе в сторону Щелковского. На некоторых участках это сделать возможно. Таким образом, добавится по одной полосе в обе стороны.
Далее необходимо увеличить количество полос на безымянной дороге (через железнодорожную станцию «Осеевская»), соединяющую Монинское шоссе (от СНТ «Здоровье-1») с Щелковским шоссе (близ поселения «Медвежьи Озера»). Кроме того, придется строить путепровод, чтобы автомобили могли заезжать на Щелковское шоссе без светофоров. Однако такое решение себя оправдает при условии увеличения полос на самом Щелковском шоссе, иначе идея с путепроводом будет бесполезна.
На сегодня другого кардинального решения предложить не представляется возможным, т.к. все упирается в тотальную реконструкцию Щелковского шоссе, которое просто необходимо. Предложенный несколько лет назад проект пока не начали строить. Нет определенной информации, что он находится на завершающей стадии проектирования. Поэтому сказать что-то конкретно сейчас нельзя.
Однако можно с уверенностью сказать, что при таких темпах жилищного строительства, когда транспортная инфраструктура не успевает за возведенными домами, в ближайшее время может привести к очень большим проблемам. Это касается не только данного населенного пункта. Возможен транспортный коллапс у всех густонаселенных городов Московской области.
В качестве других решений можно ответить, что перспективно заставлять застройщика жилого фонда вносить определенный процент в реконструкцию транспортной инфраструктуры. Это позволит осуществлять реконструкцию проблемных участков не только из бюджета, но и на выделенные частные деньги строительных компаний.
В некоторых случаях целесообразно не давать разрешение на строительство для очень больших микрорайонов, чтобы в дальнейшем не усугублять транспортную проблему на территории Московской области.
1. Глазычев В.Л. Урбанистика [Текст] / В.Л. Глазычев. - М.: Европа, 2008. - 200 с.
2. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства [Текст] / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - М. : Стройиздат, 1979. - 412 с
3. Бабков В.Ф. Современные автомобильные магистрали [Текст] / В.Ф. Бабков. - М. : Транспорт, 1974. - 208 с.
4. Вучик В.Р. Транспорт в городах удобных для жизни [Текст] / В.Р. Вучик. - М. : Территория будущего, 2011. - 576 с.
5. Иконников А.В. Формирование городской среды [Текст] / А.В. Иконников. - М. : Знание, 1973. - 64 с.