ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЛИ К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СУДАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье затрагиваются проблемы несовершенства процессуальных норм законодательства РФ об административных правонарушениях и предлагаются изменения, направленные на создание в России процессуальной формы для рассмотрения в судах дел об административных правонарушениях.

Ключевые слова:
производство по делам об административных правонарушениях, судопроизводство, административное судопроизводство, дела об административных правонарушениях.
Текст

На сегодняшний момент важнейшим направлением деятельности судебной власти является рассмотрение  дел об административных правонарушениях.

При этом процессуальной основой для этого служит производство по делам об административных правонарушениях.

С точки зрения соотношения производства по делам об административных правонарушениях с гражданским и уголовным судопроизводством, оно не имеет самостоятельного законодательного закрепления в виде отдельного кодифицированного акта.

Нормативным документом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является IV раздел Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях (далее, КоАП РФ).

За время действия КоАП РФ (15 лет) судами накоплен серьезный практический опыт рассмотрения административно-деликтных дел.

Вместе с тем следует признать, что существует много проблем, связанных с несовершенством процессуальной части КоАП РФ, которые негативно сказываются на порядке применения норм данного кодифицированного акта и тем самым препятствуют формированию единообразной судебной практики.

Несмотря на продолжающуюся в научной среде дискуссию о месте производства по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса [5, с. 406], соотношении его с административном судопроизводством, никто не спорит, что производство по делам об административных правонарушениях на сегодняшний момент, по своим целям, задачам, принципам, этапам и стадиям представляет собой самостоятельный правовой институт [4].

Главная сложность в том, что КоАП РФ не закрепляет статус суда в производстве и не имеет специальных процессуальных норм, необходимых суду для рассмотрения и разрешения административно-деликтных дел, то есть присущих именно правосудию судопроизводственных механизмов.

Производство снабжает одинаковыми нормами и полицию, и административную комиссию, и суд для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

И если для юрисдикционных органов и их должностных лиц этих норм вполне хватает для законного и обоснованного привлечения к административной ответственности, то суду их явно не хватает. Например, в КоАП РФ отсутствуют нормы, регулирующие порядок подготовки к судебному заседанию, порядок в судебном заседании, порядок оглашения судебного постановления. Нет четко регламентированных стадий апелляции, кассации и надзора.

Далее, ведение протокола рассмотрения дела предусмотрено исключительно для коллегиальных органов. При этом, «протокол судебного заседания выступает формой – формой единственной, в которую облекаются судебные доказательства» [8].

Мы согласны с мнением О.Я. Баева, что «если некие исследованные судом сведения не нашли своего отражения в протоколе судебного заседания, то они в принципе не могут быть использованы судом для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу» [2].

Современный КоАП РФ не предусматривает права принесения замечаний на протокол рассмотрения дела, за исключением свидетеля, который вправе делать замечания на протокол, в том случае, если он составляется и только по поводу правильности занесения его показаний.

Суд вообще в рамках КоАП РФ не имеет процессуального статуса; он только уполномочен рассмотреть дело в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, он как мы упомянули раньше, не участник процесса, впрочем, как и юрисдикционные органы, возбуждающие дела об административных правонарушениях.

Они не могут поддерживать свое обвинение в суде, а их должностные лица вызываются в суд в качестве свидетелей. В роли обвинителей фактически выступает суд. Он же принимает все меры по сбору недостающих доказательств. Что в свою очередь порождает немалые трудности в правоприменительной практике.

В связи с этим, в рамках действующего правового регулирования нельзя сделать вывод о том, что судья в производстве по делам об административных правонарушениях играет полноценную роль независимого и беспристрастного органа.

Поэтому принятие КоАП РФ хотя и сделало определенный шаг вперед на пути к систематизации законодательства об административной ответственности, но пока нет оснований считать, что этот юридический документ не будет концептуально изменен или на его смену не придет новый процессуальный акт, с новым названием, где должны быть учтены не только судебные решения национальных судов, но  и практика Европейского суда по правам человека.

Но, прежде всего, науке необходимо ответить на следующие непростые вопросы: можно ли назвать рассмотрение административно-деликтного дела судьей административным процессом? Является ли рассмотрение судьями дел об административных правонарушениях самостоятельным видом судопроизводства, отдельной процессуальной формой реализации судебной власти? Или это осуществляется в рамках административного судопроизводства? Нужно ли сближать производство и уголовный процесс? В связи с этим, какой будет процесс рассмотрения дела – наказательный и тяжебный; и какой процессуальный статус будет иметь суд?

При этом, исходя из функций суда и целей деятельности в производстве по делам об административных правонарушениях, оно больше сходно с уголовным судопроизводством [6, с. 45].

Далее, нужно решить проблему наличия смешанного процессуального порядка разрешения дел об административных правонарушениях, регламентируемых КоАП РФ и Арбитражным законодательством?

Как известно, Арбитражный суд привлекает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к административной ответственности и рассматривает спор по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным административным органом, в рамках административного судопроизводства. Пересмотр же судебных актов Арбитражного суда о привлечении к административной ответственности осуществляется по правилам гражданского судопроизводства [7, с. 447].

Правовая природа судопроизводства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, вообще не понятна, при этом как трактует Кодекс административного судопроизводства РФ, уж точно не в рамках административного судопроизводства. 

Нет целостности процессуальной формы рассмотрения таких дел, отсюда нарушается принцип равенства всех перед законом и судом, что в конечном итоге не способствует эффективной защите нарушенных прав граждан и их объединений.

Различное решение вопроса законодателем о порядке правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах ничем объективно не обусловлено и тем самым подрывает веру в то, что данное производство может считаться правосудием.

При этом судебное рассмотрение таких дел требует наличие особых процедур, более высокий уровень процессуальных гарантий и затрат.

Правовое регулирование процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях должно быть ориентировано на уровень судебных требований к производству по делам об административных правонарушениях, и «только в связи с этим, суд получит надлежащую процессуальную форму рассмотрения дел об административных правонарушениях» [3, с. 30].

На сегодняшний момент КоАП РФ не содержит процессуальных норм, позволяющих отнести производство по делам об административных правонарушениях к видам судопроизводств, наряду, например, с административным, гражданским и уголовным судопроизводством, «но по функциям, которые осуществляет суд в производстве, оно является самостоятельным видом судебной деятельности и формой осуществления судебной власти» [1, с. 8].

В полной мере, вышеназванное положение будет  иметь место, если будет унифицирован порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах. А также в случае, когда производство по делам об административных правонарушениях будет содержать процедуры и правила, порядки, позволяющие не только вынести законное и обоснованное решение по делу, но и предусмотреть процессуальные гарантии лицам, привлекаемым к административной ответственности, как это существует в уголовном процессе.

Вот тогда появится соответствующая  процессуальная форма разрешения дел об административных правонарушениях.

С нашей точки зрения, для этого необходимо, чтобы  КоАП РФ содержал отдельный раздел «Судопроизводство по делам об административных правонарушениях», который регулировал бы порядок рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах.

При реализации данной законодательной инициативы часть 2 статьи 118 Конституции РФ может быть дополнена и новым видом судопроизводства – производством по делам об административных правонарушениях (курсив автора).

Список литературы

1. Аврутин Ю.Е. О соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные вопросы публичного права. - 2015. - № 1. - С. 7-11.

2. Баев О.Я. Протоколы в уголовном судопроизводстве (правовые и прикладные аспекты) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Герман Е.С. Производство по делам об административных правонарушениях как особая процессуальная форма // Вестник НГУ. - Серия: Право. - 2010. - Том 6. - С. 29-33.

4. Клепиков С.Н. Нужен ли нам новый вид судопроизводства - производство по делам об административных правонарушениях? // Журнал юридических исследований. - 2016. - № 3. - URL : http://naukaru.ru/…/edito…/Gurnal-yuridicheskih-issledovaniy.

5. Михайлова Л.С. О некоторых проблемам современного состояния института административной ответственности // Публичное право: проблемы реализации и развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2017.  С. 405-413

6. Серков П.П. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного производства: монография[Текст] / П.П. Серков. - М.: Российская академия правосудия, 2010. - 282 с.

7. Хазанов С.Д. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах: проблемы согласования норм КоАП РФ и АПК РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М., 2004. - С. 445-454.

8. Фиалковская И.Д., Тоненкова О.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами: сравнительно-правовой анализ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Войти или Создать
* Забыли пароль?