НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИКЛАДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены методы принятия управленческих решений (ПУР), классифицированные по технологиям принятия управленческих решений. Представлены результаты систематизации авторской классификации методов ПУР по направлениям прикладного менеджмента. Дана краткая характеристика МПУР по следующим направлениям прикладного менеджмента: общий менеджмент, менеджмент организации, исследование систем управления, стратегический менеджмент, антикризисное управление, логистика, управление персоналом, инновационный менеджмент, информационные технологии управления, управление качеством, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление проектами, риск-менеджмент, производственный менеджмент, экологический менеджмент, тайм-менеджмент.

Ключевые слова:
методы принятия управленческих решений, прикладной менеджмент, направления развития.
Текст

Ускорение научно-технического прогресса неизменно сопровождается усложнением создаваемых человеком социально-экономических систем. Указанные тенденции связаны с активным развитием науки управления социально-экономическими системами (менеджмента) в целом и методов принятия управленческих решений (ПУР) в частности [1].

Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются и тем более рациональные варианты решений он получает [2, с. 245–246].

Известные классификации научно-практических методов принятия решений [3–7] не дают возможность признать их исчерпывающими.

В этой связи была предложена авторская классификация научно-практических методов ПУР по признаку применения в прикладных областях менеджмента (рис.1) [1].

            Рис. 1. Взаимосвязь функционального менеджмента с направления деятельности предприятия и направлениями развития прикладного менеджмента

 

Результаты формирования системы классификации научно-практических методов ПУР по признаку применения в прикладных областях менеджмента, построенной на базе классификации [8, с. 61–62], и, являющаяся результатом обобщения выполненных ранее исследований [1], [8–15], [22–31] (табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов ПУР по направлениям использования в прикладном менеджменте

Направления развития менеджмента

Состав классов методов ПУР

1

Общий менеджмент

Универсальные методы ПУР:

1.1.Общенаучные методы [2, c. 254–256].

1.2. Методы, основанные на традиционных способах обработки информации и принятия решений [2, c. 257–270].

1.3. Методы на основе детерминированного факторного анализа [2, c. 271–282].

1.4. Методы на основе стохастического факторного анализа [2, c. 283–298].

2

Менеджмент организации

2.1. Методы, основанные на комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности (АХД) организации [2, c. 436–443].

2.2. Методы, основанные на оценке перспектив развития производственно-хозяйственной деятельности экономических систем (предприятий), с учетом их инновационного потенциала и инвестиционных возможностей [2, c. 479–503].

2.3. Методы на основе технологий организационного управления [15, c. 133–135].

3

Исследование систем управления

3.1. Методы оптимизации показателей эффективности на основе линейного программирования [2, c. 299–301].

3.2. Методы оптимизации показателей эффективности на основе нелинейного программирования.

3.3. Методы оптимизации показателей эффективности на основе динамического программирования.

4

Стратегический менеджмент

4.1. Методы, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития экономических систем [2, c.308–330].

4.2. Методы выбора стратегий развития экономических систем с позиций оценки их рыночной конкурентоспособности [14, c.153].

5

Антикризисное управление

5.1. Методы антикризисного управления на основе технологий А-моделей оценки.

5.2. Методы антикризисного управления на основе технологий Z-моделей оценки [25, c. 329–345].

6

Логистика

6.1. Методы закупочной логистики [16, c. 164–207].

6.2. Методы производственной логистики [16, c. 215–271].

6.3. Методы распределительной логистики [16, c. 273–278].

  1. Методы сбытовой логистики [16, c. 278–292].
  2. Методы логистики запасов [16, c. 304–321].
  3. Методы логистики складирования [16, c. 207–210].
  4. Методы транспортной логистики [16, c. 322–333].
  5. Методы логистики сервисного обслуживания [16, c. 334–339].
  6. Методы информационной логистики [16, c. 100–162].

7

Управление персоналом

7.1. Методы, связанные с управлением персоналом [2, c. 331–338].

8

Инновационный менеджмент

8.1. Методы на основе технологий поиска инновационных путей развития [2, c. 412–429].

8.2. Методы на основе бизнес-моделей новаторов бизнеса [2, c. 430–435].

8.3. Методы, основанные на технологиях управления инновационными проектами [17, c. 97–107].

9

Информационные технологии управления

9.1. Методы выявления альтернатив для принятия управленческого решения по технологиям OLAP и Data Mining [1].

9.2. Методы  интеллектуального анализа данных [1].

9.3. Методы оценки альтернатив – сценарного моделирования «что-если» [1].

10

Управление качеством

10.1. Методы, основанные на инструментах управления качеством [2, c. 339–372].

10.2. Методы на основе теории квалиметрии [17, c. 275–306].

11

Финансовый менеджмент

11.1. Методы, основанные на комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности (АХД) организации [2, c. 436–443].

11.2. Методы, основанные на оценке активов и капитала экономических систем) [2, c. 443–465].

11.3. Методы, связанные с управлением структурой капитала экономических систем (предприятий) [2, c. 465–473].

12

Инвестиционный менеджмент

12.1. Методы инвестиционного характера, основанные на оценке стоимости капитала экономических систем (предприятий) [18, c. 170–171].

13

Управление проектами

13.1. Методы, основанные на принципах классического проектного управления [19, c. 44–61].

13.2. Методы, основанные на технологиях управления инновационными проектами [29, c. 97–107].

14

Риск-менеджмент

14.1. Методы оценки риска, основанные на теории игр [2, c. 303–307, с. 518–525].

14.2. Статистические методы оценки рисков [2, c. 526–542].

14.3. Методы анализа и оценки портфельных рисков инвестирования [2, c. 542–569].

14.4. Методы оценки рисков на основе теории массового обслуживания [2, c. 301–303].

14.5. Методы оценки рисков абсолютной величины вероятных потерь инвестиций [20, с. 34].

14.6. Специализированные методы оценки рисков инвестиционных проектов [20, с. 35].

15

Производственный менеджмент

 

15.1. Организационные методы [1].

15.2. Административные методы [1].

15.3. Экономические методы [1].

15.4. Социально-психологические методы [1].

16

Экологический менеджмент

16.1. Административные методы [13].

16.2. Методы экологической экспертизы [13].

16.3. Экономические методы [13].

16.4. Социально-психологические методы [13].

17

Тайм-менеджмент

17.1. Методы управления в тайм-менеджменте при целеполагании [1].

17.2. Методы управления персональным временем [1].

17.3. Методы планирования в тайм-менеджменте [1].

17.4. Методы повышения скорости работы [1].

18

GR- менеджмент

18.1. Методы обеспечения партнерских отношений с государственными органами [21].

18.2. Методы обеспечения благоприятного административного климата для организации [21].

18.3. Методы недопущения принятия государственными органами нормативно-правовых актов, ухудшающих положение организации [21].

18.4. Методы обеспечения участия организации в реализации государственных программ, получения государственной поддержки и экономического сотрудничества с государством [21].

18.5. Методы поддержки принятия законодательных актов, способствующих развитию организации и т.д. [21].

                

            Состав и характеристика общенаучных методов принятия управленческих решений, используемых в общем менеджменте (блок 1 табл.1), представлен в табл. 2.

Таблица 2

Общенаучные методы принятия управленческих решений, используемые в общем менеджменте[1]

Состав МПУР

Характеристика МПУР

1

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Способ изучения действительности, предполагающий последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о ней к всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении и практике, что и способствуют принятию обоснованных управленческих решений

2

Методы анализа и синтеза

Как методы научного познания предполагают реальное или мысленное разложение исследуемого объекта управления на компоненты с целью последующего мысленного объединения этих компонентов в различных вариантах в целостный объект и выбора наилучшего варианта реального объединения рассматриваемых компонентов в целостный объект в интересах эффективного управления

3

Методы индукции и дедукции

Методы индукции представляют собой технологию установления причинных связей между явлениями, широко используемую при принятии управленческих решений

Метод дедукции представляет собой способ научного исследования, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Для принятия управленческих решений такой способ, основанный на правилах логики особенно актуален, поскольку принятие решения в подавляющем большинстве случаев сопряжено с дефицитом исходной информации и времени на ее обработку (обдумывание). В результате по обобщённым умозаключениям формируется управленческое решение, соответствующее конкретному случаю

4

Метод единства логического и исторического

 

Метод основан на принципе развития, включающего в себя процесс становления законов в соответствующей области и направлен на построение модели развивающейся системы, сочетающей исторические и логические аспекты, традиционно сопровождающие обоснование управленческих решений

5

Метод системного анализа

Метод применяется при принятии управленческих решений как способ упорядочения управ­ленческих проблем, благодаря которому осуществляется их струк­турирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их реше­ние. При этом метод позволяет за счет реализации последовательности действий установить структурные связи между переменными или элементами исследуемой системы, опираясь на комплекс общенаучных теоретических и экспериментальных, статистических и математических методов и принять научно обоснованное управленческое решение

6

Метод комплексного анализа

Метод предполагает комплексное изучение исследуемого объекта, являясь специфической формой конкре­тизации системного анализа, так как основу комплексного анализа составляет рассмотрение множества факторов, определяющих характер управления объекта в их связи и взаимозависимости с использо­ванием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности, присущая использованию метода комплексного анализа, предопределяет  его использование при принятии управленческих решений

7

Методы дифференциации и интеграции

Методы дифференциации и интеграции как общенаучные методы ПУР, тесно связанные с методами дедукции и индукции оказывают существенное влияние на принятие управленческих решений.

При этом метод дифференциации описывает процесс дробления системы на составляющие, а метод интеграции отражает процесс соединения отдельных элементов посредством установления необходимых связей в единую систему, способную эффективно выполнить возлагаемые на нее функции

8

Метод программно-целевого планирования

Метод заключается в ориентации управляемого объекта на достижение поставленных целей посредством отбора основных целей научно-технического, производственно-технологического, социально-экономического или иного развития, разработки комплекса взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей в заданные сроки, предполагающих сбалансированность обеспечения и эффективность использования ресурсов в процессе достижения поставленных целей. Технология реализации метода программно-целевого планирования и управления выстроена по логической схеме «цели управления – пути достижения поставленных целей – способы (инструменты) достижения целей – средства, необходимые для достижения цели» и находит отражение в соответствующей программе принятия и реализации управленческих решений как в комплексном плане реализации необходимых мероприятий

9

Экономические методы

Представляют собой совокупность средств и инструментов целенаправленного воздействия на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, технологии, структуру, людей) в интересах создания благоприятных экономических условий хозяйствования, обеспечения эффективного функционирования и развития предприятия в рыночных условиях.

При этом экономические методы ПУР опираются на стимулы, призванные обеспечить заинтересованность и ответственность управленческих работников за принимаемые решения и их последствия

10

Административные методы

Административные методы ПУР представляют собой способы осуществления управленческих воздействий на персонал:  базирующиеся на власти, дисциплине и взысканиях, на соответствии применяемых методов нормам функционирования органов управления; направленные на реализацию таких мотивов поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п.; отличающиеся прямым характером воздействия (любой административный или регламентирующий акт подлежит обязательному исполнению); обеспечивающие тем самым принятие научно обоснованных управленческих решений

11

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы ПУР предполагают применение социальных и психологических механизмов воздействия на отношения работников на предприятии, рассматриваемом как социально-экономическая система, как инструментов косвенного воздействия, учитывающих интересы отдельных индивидов, персонала предприятия в целом, формальных и неформальных отношений между ними

 

Методы сравнения, входящие в состав методов принятия управленческих решений, основанных на традиционных способах обработки информации и принятия решений, используемых в общем менеджменте (блок 1 табл. 1), позволяющие сопоставить между собой различные величины во времени и пространстве, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Методы принятия управленческих решений, основанные на определении относительных величин, используемые в общем менеджменте [22]

Состав МПУР

Характеристика МПУР

1

Метод определения относительной величины динамики iд

Предполагает определение отношения  уровня признака в  определенный  период или момент времени I(t) к уровню этого же признака в предшествующий период или момент времени I(t-1). Относительные величины   динамики   часто называют темпами  роста iд=I(t)/I(t-1)

2

Метод определения относительной величины  планового  задания iпл.

Предполагает определение отношения  уровня, запланированного на предстоящий период Iпл.(t+1), к фактически сложившемуся уровню Iф(t) в этом периоде iпл.з=Iпл.(t+1)/Iф(t)

 

3

Метод определения относительной величины  выполнения планового  задания iвып.пл

Предполагает определение отношения  фактически  достигнутого в данном периоде уровня Iф(t) к запланированному Iпл.(t): iвып.пл.=Iф(t)/Iпл.(t)

 

4

Метод определения относительной величины структуры  qс

Характеризует долю отдельных частей изучаемой совокупности Qi во всем их объеме Q:

.

5

Метод определения относительной величины интенсивности

Характеризует степень распространения или уровень развития того или иного явления в определенной среде:

,

где - показатель, характеризующий явление;

- показатель, характеризующий среду распространения явления

6

Метод определения относительной величины координации

Характеризует соотношение отдельных частей целого между собой. При этом за базу может быть принята любая из частей:

где - показатель, характеризующий исследуемую часть совокупности;

- показатель, характеризующий часть совокупности, выбранную в качестве базы для сравнения

7

Метод определения относительной величины сравнения

Характеризует соотношение одномерных абсолютных величин, характеризующих разные объекты и относящихся к одному и тому же периоду времени:

,

где - показатель, характеризующий объект А исследуемой совокупности;

- показатель, характеризующий объект В исследуемой совокупности

 

Методы определения средних величин, входящие в состав методов принятия управленческих решений, основанных на традиционных способах обработки информации принятия решений, используемых в общем менеджменте (блок 1 табл. 1), позволяющие получить обобщающие показатели, характеризующие типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Методы принятия управленческих решений, основанные на определении средних величин, используемые в общем менеджменте [22]

Состав МПУР

Характеристика МПУР

1

Методы определения степенных средних величин

Предполагают определение средних величин как  обобщающих показателей, характеризующих типичный  уровень  явления в конкретных условиях места и времени, отражая величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности через среднегармонические, среднеарифметические, среднегеометрические, среднеквадратические и другие степенные значения), удовлетворяющие правилу мажоритарности  средних:

хгарм ≤ хгеом ≤ харифм ≤ хкв ≤ хкуб..

2

Метод определения моды

Предполагает определение средней величины как наиболее часто встречающегося значения случайной величины, и широко используется при принятии решений на основе изучения покупательского спроса, рыночных цен и т.д.

3

Метод определения медианы

Предполагает определение средней величины, находящейся в середине вариационного ряда и делящей этот ряд на две равные (по числу единиц) части. Медиана находит практическое применение при принятии решений вследствие своего особого свойства – сумма абсолютных отклонений чисел ряда от медианы есть величина наименьшая.

 

Методы графического представления данных, входящие в состав методов принятия управленческих решений, основанных на традиционных способах обработки информации и принятия решений, используемых в общем менеджменте (блок 1 табл. 1), представлены в табл. 5.

Таблица 5

Методы принятия управленческих решений на основе графического представления данных, используемые в общем менеджменте [22]

Название МПУР

Характеристика МПУР

1

Линейная диаграмма

Обычно строится в прямоугольной системе координат, в которой на оси абсцисс откладывается воздействующий фактор (зачастую время), а на оси ординат – изучаемый показатель

2

Столбиковая диаграмма

 

Строится в прямоугольной системе координат, где каждое значение изучаемого показателя изображается в виде вертикального столбика

3

Ленточная (полосовая) диаграмма

Основания столбиков, отражающие изучаемые объекты, располагаются вертикально, а масштабная шкала, отражающая значения исследуемого показателя – горизонтально

4

Круговая секторная диаграмма

Площадь окружности описывает величину всей изучаемой совокупности, а площади отдельных секторов отображают доли ее составных частей

5

Радиальная секторная (лепестковая) диаграмма

Строится в полярных координатах, где началом отсчета служит центр окружности, а носителями масштабных шкал значений изучаемых показателей – радиус-векторы круга

 

Фигурные диаграммы

Подразумевают изображение данных рисунками-символами, наиболее соответствующих существу отображаемых явлений, число и (или) размеры которых определяются их числовыми значениями

 

Метод сетевых графиков

Предполагает  графическое изображение логически взаимосвязанных участков (этапов) работы, согласованных во временном разрезе, и строится в следующей последовательности:

– изображение логической последовательности действий (от исхода к итогу);

–  формирование важнейших данных в рабочие элементы (этапы);

– определение сроков начала, продолжительности и времени окончания этапов;

–  определение критических узлов (нестыковок по срокам взаимозависимых этапов);

– развязка критических узлов (согласование по срокам взаимозависимых этапов)

 

Метод картограмм (фоновых и точечных)

Предполагает построение схематической (контурной) карты, на которой отдельные территории в зависимости от величины изображаемого показателя обозначаются с помощью графических символов (штриховки, расцветки, точек).

 

Метод картодиаграмм

Предполагает сочетание в одном изображении контурной карты и диаграммы, когда символы диаграммы (столбики, круги и т.д.) размещаются по всей карте, давая пространственное представление о величинах изучаемых показателей.

 

Еще одной группой методов, входящих в класс методов принятия управленческих решений на основе традиционных способов анализа и обработки информации, являются методы группировки.

Группировка представляет собой процесс образования однородных групп на основе расчленения  статистической  совокупности на  части  или  объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них  признакам,  каждая  из которых характеризуется системой статистических показателей.

Группировка обеспечивает первичный аналитический материал, на основе которого рассчитываются  сводные показатели по группам. В результате появляется возможность  сравнения показателей по группам,  анализа  причин  различий  между группами, изучения  взаимосвязей  между  признаками.  Расчет сводных показателей в целом по совокупности  позволяет  изучить ее структуру.

Таким образом, метод группировки создает основу  для  последующей  сводки  и анализа данных. Ведение группировочных таблиц превращает группировки  (классификации)  в  эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.

Метод группировок применяется для решения следующих задач, возникающих в ходе аналитических исследований:

– выделение типов явлений (например, социально-экономических);

– изучения структуры изучаемых явлений и структуры сдвигов, происходящих в них;

– выявление  связей  и  зависимостей  между  отдельными признаками изучаемых явлений.

Для решения задач аналитических исследований, обеспечивающих процесс принятия решений, применяются виды группировок, представленные в табл. 6.

Таблица 6

Методы принятия управленческих решений на основе группировки данных, используемые в общем менеджменте [22]

Название МПУР

Характеристика МПУР

1

Метод типологической группировки

Решает задачу  выявления  и характеристики социально-экономических  типов путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы,  однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.  Например, группировки секторов экономики,  хозяйствующих субъектов по формам собственности.

При топологических  группировках  выбор  группировочных признаков (атрибутивных или количественных) основывается  на анализе качественной  природы исследуемого явления для выявления существенных признаков

2

Метод структурной группировки

Предполагает – в которой происходит разделение выделенных с помощью  типологической  группировки  типов явлений, однородных совокупностей группы, характеризующие их структуру по какому-либо  варьирующему  признаку.  Например, группировка: хозяйств по объему продукции;  депозитов по сроку их привлечения.

Анализ структурных группировок,  взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений,  т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности  их развития

3

Метод аналитической (факторной) группировки

Позволяют исследовать связи и зависимости между  изучаемыми  явлениями  и их признаками.  В основе  аналитической группировки лежит факторный признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.  Например, группировка рабочих по факторному признаку х – квалификации (разряду) с указанием заработной платы, можно увидеть прямую зависимость результативного признака у – средней месячной заработной платы рабочих от квалификации: чем выше квалификация, тем выше и средняя месячная зарплата.

При использовании  в аналитических группировках методов математической статистики,  можно определить показатель тесноты (силы) связи между изучаемыми признаками.

4

Метод комбинаторной группировки

Предполагает, что группы,  образованные по одному признаку,  делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признакам (т.е. в основании группировки лежит несколько признаков,  взятых в комбинации).

5

Метод многомерной группировки

Позволяет рассматривать совокупность  единиц одновременно по множеству характеризующих признаков и принимать управленческие решения с использованием теории распознавания  образов.

Многомерная группировка (многомерная классификация) основана на  измерении  сходства или различия между объектами: единицы, отнесенные к одной группе (классу) отличаются между собой меньше,  чем  единицы,  отнесенные  к  разным  группам (классам). Мерой близости (сходства) между  объектами  могут служить различные критерии. Самая распространенная мера близости – евклидово расстояние между объектами, представленными точками в n-мерном пространстве.

Задача многомерной группировки – выделение сгущений точек (т.е.  близости по всему комплексу признаков) – кластерный анализ

6

Метод первичной группировки

Связан с определением оптимального количества групп с равными интервалами при условии, что распределение единиц совокупности близко к нормальному, можно по формуле американского ученого Стерджесса:

n=1+3,322*lgN,

где N – число единиц совокупности.

Величина интервала для группировок с равными интервалами:

i = (xmax-xmin)/n

7

Метод вторичной группировки

Применяется в тех случаях, когда имеющиеся первичные группировки не удовлетворяют требованиям анализа. Например, по причине несопоставимости группировок из-за различного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов. Метод вторичной группировки позволяет привести такие исходные группировки к сопоставимому виду для проведения их дальнейшего сопоставительного анализа

 

Балансовый способ используется для отражения соотношений, пропорций двух взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. При детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя (∆Yобщ=∑∆Yi). При этом влияние каждого i-го фактора на изменение общего результата ∆Yобщ можно описать в виде:

∆Yа= Yа-Y0

∆Yb= Yb-Yа

∆Yc= Yc-Yb

∆Yd= Yd-Yc,

и т.д.

Результаты анализа областей использования рассмотренных групп методов принятия управленческих решений на основе традиционных способов анализа и обработки информации, (включая: методы сравнения относительных и средних величин, графические методы, методы группировки и балансовый метод) на различных этапах реализации алгоритма принятия управленческих решений представлены в табл. 7 [22].

Таблица 7 

Результаты анализа областей использования групп методов принятия управленческих решений на основе традиционных способов анализа и обработки информации на различных этапах реализации алгоритма принятия управленческих решений

Этап алгоритма ПУР

Группа методов ПУР на основе традиционных способов анализа и обработки информации

1

Оценка проблемы и постановка задачи для решения

Графические методы

Методы сравнения относительных и средних величин

Методы группировки

2

Сбор исходных данных

Графические методы

Методы сравнения относительных и средних величин

3

Анализ данных

 

Методы сравнения относительных и средних величин

Методы группировки

Графические методы

4

Прогноз вариантов развития событий

Методы сравнения относительных и средних величин

Графические методы

5

Разработка вариантов решения проблемы

Методы сравнения относительных и средних величин

Методы группировки

Графические методы

6

Оценка ожидаемых результатов

 

Методы сравнения относительных и средних величин

Балансовый метод

Графические методы

7

Выбор рационального варианта решения

Методы сравнения относительных и средних величин

Графические методы

Методы группировки

Балансовый метод

8

Принятие решения

 

Методы сравнения относительных и средних величин

Графические методы

Методы группировки

Балансовый метод

Таким образом, рассмотренные методы принятия управленческих решений на основе традиционных способов анализа и обработки информации способны в комплексе обеспечить реализацию алгоритма принятия управленческих решений.

Методы принятия управленческих решений на основе детерминированного факторного анализа, используемые в общем менеджменте, представлены в табл. 8.

Таблица 8

Методы принятия управленческих решений на основе детерминированного факторного анализа, используемые в общем менеджменте [23]

Метод ПУР

Характеристика МПУР

1

Метод цепных подстановок

Заключается в определении ряда промежуточных значений результативного показателя y путем последовательной замены базисной величины каждого воздействующего факторного a0,b0,c0,d0 на отчетную a1,b1,c1,d1. В результате чего обеспечивается выделение влияния каждого фактора. Например, связь между результативным показателем y и воздействующими факторами a, b, c, d определяется мультипликативной моделью [2, c. 272]

2

Индексный способ

Основан на вычислении относительных показателей динамики, пространственных сравнений, выполнения плана (норматива, прогноза) и т.д. [2, c. 273–275]

3

Метод абсолютных разниц

Используется в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях и заключается в расчете величины влияния факторов умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину фактора, находящегося справа от него и на фактическую величину факторов, расположенных слева. Например, для мультипликативной факторной модели типа  изменение величины влияния каждого фактора на результативный показатель определяется из выражений [2, c. 275]

4

Метод относительных разниц

Используется в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя. Он заключается в расчете относительных отклонений величин факторных показателей с последующим расчетом изменения результативного показателя Yф за счет каждого фактора относительно базового Yб. Например, для мультипликативной факторной модели типа изменение величины влияния каждого фактора на результативный показатель определяется следующим образом [2, c. 275]

5

Метод пропорционального деления (долевого участия)

Используется для аддитивных Y=a+b+c и кратных моделей типа Y=a/(b+c+d), в том числе многоуровневых. Этот метод заключается в пропорциональном распределении прироста результативного показателя Y за счет изменения каждого из факторов между ними. Например, для аддитивной модели типа Y=a+b+c влияние факторов рассчитывается [2, c. 276]

6

Метод дифференциального исчисления

Предполагает, что общее приращение функции различается на слагаемые, где значение каждого из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная [2, c. 277]

7

Метод простого прибавления неразложимого остатка

Подразумевает равномерное распределение этого остатка между факторами [2, c. 278]

8

Метод взвешенных конечных разностей

Предполагает, что величина влияния каждого фактора определяется по каждому из вариантов подстановки факторов, после чего результаты суммируются и от полученной суммы берется средняя величина, дающая единый ответ о значении влияния фактора [2, c. 278]

9

Логарифмический метод

Заключается в логарифмически пропорциональном распределении остатка по искомым факторам и применяется в мультипликативных моделях. Результаты расчетов не зависят от местоположения факторов в модели [2, c. 279]

10

Метод коэффициентов

Основан на сопоставлении числовых значений одних и тех же базисных экономических показателей при разных условиях [2, c. 279]

11

Интегральный метод

Применяется для определения влияния факторов в мультипликативных, кратных и смешанных моделях кратно-аддитивного вида, позволяя получить более точные результаты вычисления влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц и избежать неоднозначной оценки влияния [2, c. 280–281]

 

     Состав и основные характеристики методов на основе стохастического факторного анализа, используемых в общем менеджменте, представлены в табл. 9.

Таблица 9

Методы принятия управленческих решений на основе стохастического факторного анализа, используемые в общем менеджменте [2]

Метод ПУР

Характеристика МПУР

1

Метод корреляционного анализа

Позволяет установить наличие и тесноту связи между факторами, определяющими результат управления

2

Метод регрессионного анализа

Позволяет установить аналитическую зависимость между воздействующими факторами и результирующим показателем при стохастической природе исследуемых признаков

3

Метод кластерного анализа

Как метод многомерного анализа предназначен для группировки (кластеризации) совокупности элементов по множеству признаков. Значения каждого из признаков служат координатами каждой единицы изучаемой совокупности в многомерном признаковом пространстве. Поскольку каждый наблюдаемый элемент характеризуется значениями нескольких показателей, его можно представить как точку в многомерном пространстве координат этих показателей. При этом основным критерием кластеризации является то, что различия между элементами разных кластеров должны быть более существенными, чем между элементами, отнесенными к одному кластеру

4

Дисперсионный анализ

Метод, основанный на технологиях математической статистики, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путём исследования значимости различий в средних значениях изучаемых величин, позволяя сравнивать средние значения множества групп. Применяется при принятии управленческих решений, когда характер зависимостей заранее неизвестен и требует проведения экспериментальных исследований

 

Схема взаимосвязи общенаучных методов, методов, основанных на традиционных способах обработки информации и принятия решений, методов на основе детерминированного факторного анализа и методов на основе стохастического факторного анализа в системе общего менеджмента представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимосвязи общенаучных методов, методов, основанных на традиционных способах обработки информации и принятия решений, методов на основе детерминированного факторного анализа и методов на основе стохастического факторного анализа в системе общего менеджмента

 

Таким образом, в эпицентре методов общего менеджмента находятся общенаучные методы, которые могут быть использованы вне зависимости от объема и качества анализируемой при принятии управленческих решений на логическом уровне.

Методы, основанные на традиционных способах обработки информации и принятия решений, могут быть использованы для первичной обработки информации при принятии решений.

При наличии количественной информации при принятии управленческих решений в зависимости от ее качества для углубленного анализа могут быть использованы либо методы на основе детерминированного факторного анализа, либо методы на основе стохастического факторного анализа.

Вне зависимости от того, какая группа методов используется для анализа в качестве базовой (табл. 2-4, 6, 8, 9), могут быть использованы графические методы (табл. 5), обеспечивающие наглядность рассмотрения вариантов управленческих решений (табл. 7).

В целом, методы общего менеджмента (блок 1, табл. 1), именуемые также универсальными, являются основой для принятия управленческих решений в других направлениях прикладного менеджмента (блоки 2-18, табл. 1).

 

Список литературы

1. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Содержание общенаучных методов принятия управленческих решений в менеджменте [Электронный ресурс] // Журнал исследований по управлению. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 28-51. - URL: https://naukaru.editorum.ru/ru/nauka/issue/599/view

2. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2016.

3. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения [Текст] / К.В. Балдин. С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Гапоненко Т.В. Управленческие решения [Текст] / Т.В. Гапоненко. - Р-н-Д: Феникс, 2012.

5. Карданская Н.Л. Управленческие решения [Текст]/Н.Л. Кандинская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения - М.: Дело,2008. - 440 c.

7. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений [Текст] /С.Н. Чудновская. - Тюмень: ТГУ, 2009. - 304 с.

8. Тебекин А.В. Классификация методов принятия управленческих решений в менеджменте по областям применения [Текст] / А.В. Тебекин // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 4 (19). С. 57-63.

9. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации [Текст]: / Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - М., 2014. (4-е издание).

10. Тебекин А.В. Менеджмент [Текст]: / Учебное пособие / А.В. Тебекин. - М.: ИНФРА-М, 2014.

11. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: Палеотип, 2006.

12. Тебекин А.В. Теория менеджмента [Текст]: учебник / А.В. Тебекин. - М.: КНОРУС, 2016. - 696 с.

13. Тебекин А.В. Теоретические основы управления инновационной деятельностью. Монография. Русайнс, 2016.

14. Тебекин А.В. Теория управления [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: Кнорус, 2017.

15. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Использование информационно-технологической модели управления (ИТМУ) в принятии решений [Текст] / А.В. Тебекин, П.А. Тебекин. А.А. Тебекина // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 1 (16). - С. 128-135.

16. Тебекин А.В. Логистика [Текст]: учебник / А.В. Тебекин. Издание 2-е. - М.: Дашков и К, 2014.

17. Тебекин А.В. Управление качеством [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013.

18. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения [Текст] / А.В. Тебекин, В.Б. Мантусов. - М., 2016.

19. Тебекин А.В., Широкова Л.Н., Сурат И.Л. Управление инновационными проектами [Текст] / А.В. Тебекин, Л.Н. Широкова, И.Л. Сурат. - М.: Риалтекс, 2014.

20. Тебекин А.В. Технологии экономического и таможенного риск-менеджмента как инструменты развития Евразийского экономического союза [Текст] / А.В. Тебекин // Основные проблемы развития таможенного дела России в условиях ее членства в экономических интеграционных объединениях: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Федеральная таможенная служба, ГКО ВПО "Российская таможенная академия". 2015. - С. 31-37.

21. Тебекин А.В. Вопросы методологии организации процесса управления социально-экономическим системами [Текст] / А.В. Тебекин // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2017.

22. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Методы принятия управленческих решений на основе традиционных способов анализа и обработки информации [Электронный ресурс] / А.В. Тебекин, П.А. Тебекин // Журнал исследований по управлению. - 2017. - Т. 3. - № 2. - С. 1-25. - URL: https://naukaru.editorum.ru/ru/nauka/issue/599/view

23. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Методы принятия управленческих решений на основе детерминированного факторного анализа [Электронный ресурс] / А.В. Тебекин, П.А. Тебекин, А.А. Тебекина // Журнал исследований по управлению. - 2017. - Т. 3. - № 2. - С. 1-25. - URL: https://naukaru.editorum.ru/ru/nauka/issue/599/view

24. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Блау С.Л., Мантусов В.Б., Новиков В.Е., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление инновациями [Текст] / А.В. Тебекин / Под ред. проф. А.В. Тебекина. - М.: Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», 2017.

25. Тебекин А.В., Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Петров В.С., Родионова Е.С., Сауренко Т.Н., Тебекин П.А. Теоретические основы управления инновациями [Текст] / А.В. Тебекин / Под ред. проф. Тебекина А.В. - СПб.: Стратегия будущего, 2016.

26. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Классификация методов принятия управленческих решений [Электронный ресурс] / А.В. Тебекин, А.А. Тебекина // Журнал исследований по управлению. - 2016. - Т.2. - №11, - с.4. - URL: https://naukaru.editorum.ru/ru/nauka/issue/599/view

27. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления [Текст] / А.В. Тебекин // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. II. - № 1. - С. 375-380.

28. Тебекин А.В., Збировская Е.П., Тебекин П.А. Принципы прикладного менеджмента: реализация информационных технологий управления [Текст] / А.В. Тебекин, Е.П. Збировская, П.А. Тебекин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - № 2 (4). - С. 86-94.

29. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Прединвестиционная фаза проектного цикла по модели UNIDO как элемент методической базы разработки и реализации инновационных проектов и программ [Текст] / А.В. Тебекин // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 3 (18). - С. 97-107.

30. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Общенаучные методы в системе классификации методов принятия управленческих решений в менеджменте [Текст] / А.В. Тебекин // Маркетинг и логистика. - 2016. - № 6 (8). - С. 91-106.

31. Тебекин А.В. Признаковое пространство классификации методов принятия управленческих решений [Текст] / А.В. Тебекин // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2016. - № 4. - С. 34-39.

Войти или Создать
* Забыли пароль?