Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассматриваются вопросы помощи в профессиональном самоопределении старшеклассника. Описываются проблемы сложившиеся в общем образовании и обществе в целом. Указывается на положительный мировой опыт содействия профессиональному выбору обучающихся. Подчеркивается важность системной организации этой работы с привлечением всех субъектов: государства, государственных образовательных организаций и организаций социальной защиты, а также негосударственных организаций, семьи и самого обучающегося. Отмечается недостаточное участие государства (декларативность нормативной базы) в этом процессе. Обосновывается важность усиления его роли. Предлагаются варианты решения имеющихся проблем профессионального самоопределения старшеклассников.
профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональный выбор, помощь в самоопределении.
Профессиональное самоопределение имеет большое значение для самого человека, для государства и общества в целом. Успешность в области профессиональной деятельности — один из важнейших факторов благополучия человека, а профессиональные достижения граждан — основа экономического процветания государства.
1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http:// минобрнауки.рф/документы/2974
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. http:// минобрнауки.рф/документы/2365
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. https://rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
5. О центре тестирования. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http:// www.proforientator.ru/
6. Программа проведения психологической профконсультации. «Центр образования №548 «Царицыно» http://www.mhs548.ru/prof/consult/
7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
8. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.
10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Отечественная профессиональная ориентация: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%208/V/ Chistyakova.pdf- 2012.
11. La loi d’orientation sur l’education №89-486 du 10 juillet 1989 de Lionel Jospin.