с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 886 Особые состояния и явления психики (парапсихология, гипноз, экстрасенсорика)
ТБК 8317 Гипнология. Гипноз. Парапсихология
Статья посвящена эффективности использования в образовательных организациях МВД России гипнотических техник в тренинговых формах работы с курсантами как способов развития личностных компетенций. В статье анализируется опыт и результат группового тренингового процесса, построенного на использовании диссоциированной регрессии. Применение данных техник позитивно влияет на адаптационные процессы личности и интеграцию каждого участника в группу, а также дает возможность судить о значимых событиях и людях в жизни участников тренинга, мотивах поступления на службу в МВД России, жизненных ценностях, наличии психотравм.
тренинговые методы, гипнотические техники, гипнотическая индукция, диссоциированная регрессия, личностная и коммуникативная компетенции
Важным фактором успешности профессиональной деятельности, профессионального долголетия, отсутствия личностных деформаций и девиантных форм поведения является гармоничное развитие личности носителя профессии. В служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и образовательной среде ведомственных вузов присутствует достаточно много стрессовых воздействий вызывающих дезадаптивные нарушения психоэмоциональной сферы, нарушения интеллектуальных функций, снижение психической устойчивости и адаптационных возможностей организма, повышение тревожности.
Одной из эффективных форм развития и формирования личности будущего сотрудника правоохранительных органов, повышения ее стрессоустойчивости и развития социально-личностных компетенций является психологический тренинг. В ходе психологических тренингов решаются задачи по развитию коммуникативных, перцептивных, творческих, прогностических, организаторских способностей; по снятию психологических барьеров и познанию себя и своих возможностей; по повышению уровня социальной адаптации, по формированию навыков активной самостоятельной деятельности и умению принимать решения в неопределенных, нестандартных и проблемных ситуациях, по развитию волии снижению уровня агрессии; по коррекции поведения и созданию программы собственного личностного развития.
Отличительными признаками психологических тренингов является наличие двух планов – содержательного и личностного. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности[9].
Эффективность тренинговых форм групповой работы как метод развития личностных компетенций у курсантов и позитивно-развивающего воздействия на личность в целом являются актуальными для образовательных организаций МВД России [1, 3, 4, 5, 6, 10, 13 и др.].
Существует множество концепции, на которых строится работа в тренинговом процессе, например, гештальт-подход (Ф. Перлз), личностно-центрированный подход (К. Роджерс), телесно-ориентированный подход (В. Райх, И. Ролф, А. Лоуэн и др.), трансперсональный подход (А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер, В.В. Козлов, В.В. Майков и др.).
Десятилетняяпрактика ведения тренинговой работы с курсантами, показала, что наиболее удачно тренинг проходит в рамках разработанной интегративной трансметодической модели психологической помощи [7, 8], в основе которой лежит субъектно-соучаствующая методология [11, 12] и концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, психокоррекции и психоконсультирования, готовность быстро и гибко менять подход, стремление к органичному использованию методик из различных направлений психологической помощи. Данная модель выходит за пределы отдельных подходов. Она подразумевает согласованность основных теоретических направлений на основе субъектно-соучаствующей методологии, обеспечивающей взаимодополняемость методов психологической помощи из различных направлений и подходов, но при субъект-субъектном взаимодействии психолога – клиента или психолога – группы – отдельного участника группового процесса и с учетом «зоны ближайшего развития» каждого участника тренинга. Интегративная трансметодическая модель позволяет использовать в работе такие средства, методы и приемы, которые приводят к наиболее эффективному результату, оптимально подходят длярешения конкретных проблем в конкретной ситуации, соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности как клиента (или участника тренинга), так и специалиста-психолога, индивидуальным особенностям и профессиональным возможностям.
В процессе ведения тренинга в русле интегративной трансметодическоймодели необходимо гармонично сочетать весь имеющийся у психолога-тренера инструментарий групповой работы из различных концепций и подходов, чтобы упражнение или этюд из одной парадигмы проведения тренинга плавно и логично переходили в другую. Критерием адекватности используемых средств, методов и приемов является эффективность тренингового группового воздействия сразу в двух ракурсах: результативность и приемлемость для конструктивного развития личности участника тренинга.
Опыт тренинговой работы с курсантами в период начальной профессиональной подготовки и в группах повышенного психолого-педагогического внимания по использованию в качестве базовой техники возрастной регрессии и построении вокруг нее других тренинговых упражнений показалхорошие результаты личностного развития, повышения самооценки, уверенности в себе и своих силах, осознанию неуникальностии неисключительности своих проблем, усиление эмпатию и интерес к своим сокурсникам и в целом к другим людям.
Возрастная регрессия – классический гипнотический феномен, мощный психотерапевтический инструмент. В процессе возрастной регрессии как бы происходит мысленно-эмоциональное возвращение в какой-то из прошлых моментов своей жизни. С помощью гипнотической индукции человек очень ярко, очень подробно вспоминает какой-то эпизод из своей жизни и как бы повторно эмоционально проживает его еще раз. Однако, часть сознания субъекта, поддерживающая контакт с реальностью, с одной стороны не дает возможности повторной психотравматизации при негативном воспоминании, а с другой позволяет перенести ресурсный опыт в настоящий период времени, «оживить» его через повторное переживание момента радости или успеха, уверенности или компетентности. Диссоциированная возрастная регрессия связана с возможностью посмотреть на себя со стороны в определенном возрасте, оставаясь в реальном возрасте, а также осуществить какие-то действия, приводящие к позитивному изменению или соединению с ресурсным чувством.
Подобный поиск ресурса очень удачно вписывается в период адаптации к условиям службы и обучения в высшей образовательной организации МВД России во время начальной профессиональной подготовки, а также способствует преодолению негативных адаптационно-личностных проблем у курсантов, входящих в группу повышенного психолого-педагогического внимания.
Во время психологического тренинга возможно использовать различные техники диссоциированной возрастной регрессии. Одной из них является разработана М.Р. Гинзбургом ресурсная техника «Доска почёта» [2], которая повышает самооценку, укрепляет внутреннее «Я». Суть заключается в продвижении вперед по своей линии жизни от момента своего рождения до реального возраста, отыскивая в каждом возрастном периоде ресурсные моменты.
Во время проведения групповых психологических тренингов с курсантами на начальной профессиональной подготовке техника выполнялась без предварительной формальной гипнотической индукцией, а как «Упражнение на углубленное воображение через образы памяти» через создание внутреннего фокуса внимания и ратификации минимальных признаков транса. В работе с курсантами из группы повышенного психолого-педагогического внимания использовалась предварительная формальная гипнотическая индукция.
Проведение данной техники в тренинговой группе проходило в несколько этапов.
- Подготовительный этап. Каждому участнику потребуется чистый лист бумаги и ручка. Перед началом техники с группой обсуждается то, что называется в организациях доской почета. Как она выглядит? Для чего используется? Смысл ее предназначения?
- Этап поиска ресурсов. Участников тренинга просят закрыть глаза и мысленно представить доску почета, на которой написано его имя. Далее предлагается представлять поочередно свои фотографии, начиная с той, на которой изображен новорожденный или младенец (или свою самую первую фотографию), каждая фотография имеет подпись, выражающую то, за что хорошее она помещена на доску почета. Это – то хорошее, значимое, тот успех или отличие от других в данном возрасте. После представления каждой фотографии и надписи под ней, участников просят открыть глаза и записать на листе ту подпись под фотографией, которую они представили. Каждая подпись должна начинаться со слов «За то, что…». Глаза предлагаем опять закрыть и представить следующую фотографию и подпись. Таким образом, с каждой фотографией осуществляется внутренний поиск, направленный на обнаружение позитивного опыта в заданном возрасте, т.е. поиск ресурсов. Если на какой-либо возраст участникам трудно найти подпись, необходимо настаивать и давать чуть больше времени, как правило, соответствующая подпись находиться, в противном случае попросите её придумать.
Внутреннее внимание участников фиксируется на следующих возрастах: новорожденный или младенец (0-3 месяца), один год, три года, пять лет, семь лет, десять лет, 12-13 лет, 15 лет, 17 лет (в нашем случае, как правило, это будет год окончания школы и год поступления в высшую образовательную организацию МВД России). Если вы знаете, что в группе присутствуют курсанты старше 17 лет, предложите представить «фотографию этого года» или «фотографию, сделанную недавно», или «одну из последних фотографий». Как видно, подбор возрастов опирается на психологические представления о периодизации возрастного развития. Заключительной фотографией предлагаем представить фотографию из будущего и подпись к ней.
Итогом работы каждого участника становиться список подписей, т.е. ресурсных моментов и предполагаемой цели самореализации.
- Этап обобщения и осознавания ресурсов. Далее участником предлагается на основе полученного списка составить небольшой рассказ о себе и озвучить его, на том уровне открытости, который они считают возможным для себя, с правом опустить какой-либо момент. Таким образом, происходит обобщение и осознание ресурсов личности, укрепление внутренних сил, повышение самооценки.
- Этап интеграции. Целью дальнейшей работы является нахождение схожих фрагментов в линиях жизни участников, схожих ресурсов, нахождения общего в целях самореализации, что позитивно влияет на адаптационные процессы личности и интеграцию каждого участника в группу в целом.
Данная техника включает в себя определенный диагностический момент. Психолог может судить о значимых событиях и людях в жизни участников тренинга, мотивах поступления на службу в МВД России (заключительная фотография), жизненных ценностях, наличии психотравм, при категорическом отказе или пропуске фотографии и (или) подписи к ней. Весь полученный материал целесообразно использовать для дальнейшей психологической работы с обучаемыми.
1. Анашкин О.А., Горач Н.Н. Возможности психологического тренинга на основе моделирования профессиональных ситуаций в профилактической работе с личным составом правоохранительных органов // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 1. C. 4-4. DOI:https://doi.org/10.12737/23964.
2. Гинзбург М.Р., Яковлева Е.Л. Эриксоновский гипноз: систематический курс. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 233-237.
3. Исхаков Э.Р. Особенности целеполагания и самомотивации у сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 63-66.
4. Макаренко Ю.Б. Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России - № 1. - 2013, С. 88-91.
5. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности 2016. №1 С. 328-333.
6. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Концептуальная модель психологического тренинга c оперативными сотрудниками полиции // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 июня 2015 г. - Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015. С. 103-106.
7. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: Монография. - М.: Московский университет МВД России, Изд-во УРАО, 2005.
8. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
9. Михайлова В.К., Мальцева Т.В. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции: учебно-методическое пособие. - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 125-126.
10. Петров В.Е.,Филипенкова Н.Ю. Особенности работы с сотрудниками полиции, нуждающимися в дополнительном внимании со стороны психолога: учебно-методическое пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
11. Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы: Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2000.
12. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: научно-практическое пособие. - М: ВНИИ МВД России, 2005.
13. Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - № 2 (8). - 2012.