Новосибирск, Новосибирская область, Россия
По убеждению автора, качественная подготовка кадров для всех категорий предприятий сферы сервиса начинается с процесса привлечения в данную сферу именно тех людей, которые имеют способно- сти к работе в данной индустрии, где человеческие отношения играют определяющую роль. В статье представлены не обсуждаемые ранее подходы к созданию профориентационной программы для стар- шеклассников, в которой задействован весь арсенал профориентационных технологий: тестирование, собеседование, экскурсия, тренинг, практика в организации, использование видеоматериалов и специальной литературы, а также анимационное представление специальности на Дне открытых дверей в университете. Актуальность реализации комплексного многоэтапного проекта, направленного на будущих специалистов сферы сервиса, продиктована высоким уровнем ответственности данной сферы, необходимостью предупреждающего принятия решения о поступлении на специальность, разъяснения некоторых нюансов и особенностей сервисной профессии, что даст молодым людям возможность сопоставить с определёнными требованиями свои способности. Задачи программы: 1) выявить доминирующие тип темперамента и мышления, виды способностей, затем определить, попадают ли претенденты в «матрицу работника сервиса»; 2) в ходе собеседования с попавшими в «матрицу» убедиться в их желании и психологической готовности трудиться в сфере сервиса; 3) в рамках деятельности профориентационной школы создать представление о доминирующих ценностях, без исповедования которых работать в сервисе не следует; 4) обозначить качества работника сервиса, являющиеся следствиями ценностных предпочтений; 5) описать ключевые требования, которые сфера сервиса предъявляет к состоянию физического и психического здоровья будущего работника; 6) выявить положительные и отрицательные стороны работы в сервисе; 7) обнаружить выгоды, которые приобретёт работник сервиса, реализуя себя в ней как личность; 8) снабдить рекомендациями по получению необходимых навыков и умений в рамках профориентационных тренингов, экскурсий, мастер-классов, совместных просмотров видеоматериалов. Практическая значимость работы определяется тем, что подобная программа может быть реализована на базе любого университета, осуществляющего подготовку по направлениям «Сервис» и «Туризм», где существует возможность провести первоначальный отбор школьников, а затем осуществить их подготовку в рамках специальной профориентационной школы.
сфера услуг, человеческий капитал, профессиональная ориентация, профориентаци- онные технологии, тип темперамента, ценности, тип личности, качества работника сервиса, ком- плекс профессионального поведения, матрица работника сферы сервиса, профориентационный тренинг, профориентационная экскурсия, анимация специальности
Сфера услуг во всем мире является доминирующим вектором развития человеческого капитала – её роль в современной экономике выросла в геометрической прогрессии. В США на сферу услуг приходится 80% рабочих мест, 74% ВВП и сосредоточено 40% основных производственных фондов. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63% ВВП и 62% занятых [1]. Туризм становится все более перспективной и прибыльной сферой бизнеса. На его долю приходится около 10% мирового валового дохода и 30–35% мировой торговли услугами [2].
1. Варавва М.Ю., Лазарева О.С. Развитие сферы услуг как условие формирования сервисной экономики России // Международный научный журнал «Символ науки», 2016. № 4. С. 35-39.
2. Черноусова Н.Ю. Основные направления внедрения инновационных технологий в сфере гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. Научный сетевой журнал. 2012. № 2 (29). C. 32-39.
3. Bosma R. Real-world lessons from the hospitality expert//Research in Hospitality Management, 2016. V. 6. Issue 2. P. 171-176.
4. Casey D., Sieber S. Employees, sustainability and motivation: Increasing employee engagement by addressing sustainability and corporate social responsibility//Research in Hospitality Management, 2016. V. 6. Issue 1. P. 69-76.
5. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. Совершенствование подготовки кадров высшего профессионального образования для сферы сервиса с учетом потребностей рынка труда (Коллективная монография) М.: Изд-во РГУТИС, 2009. 188 с.
6. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. М.: Питер, 2007. 224 с.
7. Степанов В.Г. Профориентация. М.: Академический Проект, 2008. 448 с.
8. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». М.: Речь, 2007. 168 с.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
10. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Эксмо. 2016. 400 с.
11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2015, 192 с.
12. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ, Neoclassic. 2016. 320 c.
13. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 336 с.
14. Чернышева Т.Л. Система наставничества как принцип формирования психического здоровья студентов направления «Туризм» и старшеклассников// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2016. Вып.4. С. 27-34.
15. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Кобелева О.В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2015. Вып.1. С. 69-76.
16. Чернышева Т.Л. Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 19-27.
17. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2015. 240 с.
18. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. С. 6-12.
19. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. М.: Речь, 2004. 72 с.
20. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 42.
21. Илюхина Г.И. Подготовка кадров для сферы услуг// Сервис плюс, 2010. Вып.3. С. 117-124.
22. Калугин А.Ю., Волочков А.А. Ценностная направленность личности студентов-гуманитариев // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 28.
23. Асанова Э.С., Крынина О.Ю. Социально-культурный сервис современной России: генезис и тенденции развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. C. 100-108.