ОЦЕНКА УРОВНЯ АБСТРАКТНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены методика и результаты оценки абстрактности более 20 современных школьных учебников по биологии, географии, физике и химии методом парных сравнений. При этом предполагается, что дидактическая сложность учебника в основном определяется уровнем абстрактности изложенного в нем материала и зависит от разнообразия и абстрактности качественных объяснений, их оторванности от повседневной жизни (A), а также от сложности математических методов и моделей, разнообразия решаемых количественных задач (B). Определены уровни абстрактности каждого учебника, изучено их распределение в двумерном пространстве признаков A и B. Полученные результаты позволяют ранжировать учебники по их дидактической сложности

Ключевые слова:
дидактика, квалиметрия, математические методы, метод парных сравнений, педагогика, педагогическая экспертиза, сложность, теория обучения
Текст

Уровень образования во многом определяется качеством используемого учебника,его сложностью и понятностью для ученика.Не следует путать сложность текста с количествомсодержащейся в нем информации, которая зависит от объема (количества слов, формул, рисунков). Существуют различные подходы к проблеме анализа учебных текстов, определения ихсложности, информативности и других характеристик [1, 4, 7]. В книге Я.А. Микка [8] выделяются следующие компоненты сложности текста:

·      информативность;

·      лингвистическая сложность;

·      ясность структуры;

·      абстрактность изложения [8].

Список литературы

1. Аванесов В.С. Теория квантования учебных текстов // Педагогические измерения. - 2014. - № 1. - С. 62-77.

2. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

3. Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с.

4. Иудин А.А., Рюмин А.М. Контент - анализ текстов: компьютерные технологии : учеб. пособие. - Нижний Новгород, 2010. - 37 с.

5. Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2007. - 171 с.

6. Майер Р.В. Автоматизированный метод оценки количества различных видов информации и ее сложности в физическом тексте с помощью ПЭВМ // Известия высших учебных заведений. - 2014. - № 3(31). - C. 200-209.

7. Майер Р.В. Классификация тем школьного курса физики на основе оценки их физической и математической сложности // Инновации в образовании. - 2014. - № 9. - С. 29-38.

8. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.

9. Оборнева И.В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дис. … канд пед наук: 13.00.02 Специальность: Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). - М., 2006. - 165 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?