ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОМУ ПИСЬМУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму как основа формирования почерка, который является устойчивой личностной характеристикой и в дальнейшем трудно поддается корректированию. Поскольку процесс письма чрезвычайно сложен и охватывает различные сферы умственной деятельности, учителю рекомендуется учитывать гигиенические, психофизиологические и педагогические компоненты, которые способствуют сознательному овладению первоклассниками техникой письма, становлению у них навыков зрительно-двигательного самоконтроля на основе развития геометрического глазомера. Автором предлагается методика «Штрихового приёма формирования каллиграфически правильного письма», характеризуются ее компоненты, проводится сопоставление с традиционной методикой обучения письму.

Ключевые слова:
методики обучения письму, формирование навыков каллиграфически правильного письма, психофизиологические, педагогические и гигиенические компоненты, процесс зрительно-двигательного контроля на основе развития геометрического глазомера, алгоритм написания букв русского алфавита, почерк как личностная характеристика.
Текст

Почему школьники некрасиво пишут? Об этом давно ведутся дискуссии на страницах педагогической печати. Называются разные причины живучести одной из самых актуальных проблем начальной школы: введение шариковой ручки, неоптимальность разлиновки прописей, большой объем письма на их страницах… Многие учителя квалифицируют эту проблему как педагоги- ческую и приводят доказательства, с частью которых можно согласиться. Однако, думается, введение шариковой ручки и упрощение конфигурации букв в 60-е гг. прошлого столетия только облегчило процесс письма. Психологи и психоневрологи, изучая проблемы развития ученика, в том числе анализируют его почерк, поскольку он является характерной особенностью человека, – такой же, как походка, мимика, жесты и др. С позиции физиологии почерк – это устойчивое индивидуальное образование. Его устойчивость, по утверждению выдающегося русского физиолога И.П. Павлова, – следствие выработки стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Список литературы

1. Безруких М.М. Обучение письму: методическое пособие по русскому языку. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. - 608 с.

2. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки: пособие для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 1999. - 423 с.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 464 с.

4. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1993. - 303 с.

5. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. - 1999. - № 5. - С. 21-25.

6. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. -2001. - № 7. - С. 7-11.

7. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 13-18.

8. Шевелёва О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - № 1 - С. 16-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?