СТИПЕНДИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА: УЧИМСЯ ЭФФЕКТИВНО РАСХОДОВАТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются некоторые аспекты построения модели мониторинга эффективности использования средств стипендиального обеспечения обучающихся в организациях высшего образования и возможности правовой подготовки членов стипендиальных комиссий для решения задачи использования механизма стипендиального обеспечения как инструмента мотивации обучающихся в повышении качества образов.

Ключевые слова:
мониторинг, средства стипендиального обеспечения, эффективность использования стипендиального обеспечения, механизм расходования бюджетных средств, стипендиальные комиссии, нормативно-правовые акты, методика расчета стипендий, мотивация, качество образования.
Текст

Стипендиальное обеспечение обучающихся по очной форме обучения остается заботой государства и является одной из мер мотивации студентов к учебе. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. подчеркивается, что «нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума» [1, с. 33].

Вопросы стипендиального обеспечения рассматриваются в ряде статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. № 53. Ст. 7598), который вступил в силу 1 сентября 2013 г. Внимание к этой проблеме прослеживается в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2013 г. ФГБОУ «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» была поручена реализация проекта «Разработка и внедрение модели мониторинга эффективности использования средств стипендиального обеспечения обучающихся образовательных учреждений высшего профессионального образования» (далее — Проект).

Целью Проекта явилась разработка механизма эффективного расходования средств стипендиального фонда. Новая модель мониторинга стипендиального обеспечения должна была способствовать совершенствованию процедуры сбора и анализа данных по распределению стипендиальных средств в образовательных организациях высшего образования, обеспечив определение необходимых мер по регулированию справедливого и эффективного распределения бюджетных средств.

Главной проблемой существующего стипендиального обеспечения, на взгляд исполнителей Проекта, явилась подмена рациональности цели этого института рационализацией его средств. Исходя из этого, была поставлена задача: отследить контрольные индикаторы в процессе распределения стипендий в вузах. Прежде всего, это выполнение требований законодательства РФ [7]; наличие дополнительных механизмов (финансовых и социальных) повышения эффективности стипендиального обеспечения; выявление корреляции между качеством образования (во всем многообразии) и новыми механизмами СО; а также вероятность социального эффекта (общественное мнение о справедливости перераспределения стипендиальных средств) и оптимизацию затрат государства на стипендиальное обеспечение (далее — СО) (относительное сокращение финансирования при росте благожелательного общественного принятия).

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. URL: http://www.usperm.ru/02/razvobr.pdf (дата обращения 01.11.2013).

2. Министр образования озадачен проблемами студентов. URL: http://edu.vgasu.vrn.ru/Lists/List3/Attachments/994/%D0%92%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BCD0%B8%D0%BDD0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_.pdf (дата обращения 07.11.2013).

3. «Мой профсоюз», № 03-04 от 27 января Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/archive/38826 (дата обращения 17.06.2013).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 945 г. Москва «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования». URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/obrazovanie-dok.html (дата обращения 11.05.2013).

5. Протокол встречи Министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Д.В. с президиумом Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1. URL: http://www.ed-union.ru/Files/doc12816.pdf (дата обращения 11.05.2013).

6. Протокол встречи Министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Д.В. с Президиумом Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № ДЛ-18/09пр. URL: http://ed-union.ru/Files/Protokol_vstrechi_Ministra_obra16114.pdf (дата обращения 07.08.2013); Встреча Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова с руководством Профсоюза и Президиумом СКС Профсоюза. URL: http://www.ed-union.ru/Vstrecha_Ministra_obrazovaniya_i_nauki_RF_Dmitriya_Livanova_s_rukovodstvom_Profsouza_i_Prezidiumom_SKS_Profsouza (дата обращения - 07.08.2013).

7. Типовое положение «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487; Правила совершенствования стипендиального обеспечения студентов Федеральных государственных образовательных учреждений ВПО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 945 и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2012 № 679 «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости “хорошо” и “отлично”».

8. URL: http://www.ed-union.ru/Files/doc12818.pdf (дата обращения 10.04.2013).

9. URL: http://sks-ed-union.ru/index.php?start=7; http://sks-ed-union.ru/post/doc-sks/103-the-virtual-reality-of-theminister-of-education (дата обращения 17.06.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?