ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ HOMO ECONOMICUS В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕРВИСОЛОГИИ В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследована проблема трансформации модели homo economicus, которая лежит в основе современной сервисологии. Данная модель рассмотрена как теоретическая конструкция, позволяющая объяснить природу человеческих потребностей. Основой модели стала концепция классической политэкономии, представленная в трудах А. Смита и Д. Риккардо. Рассмотрены недостатки данной модели применительно к изучению современной культуры и потребностей современного человека. Акцентировано внимание на понятии личности в современной психологической науке, которая может быть определена как личность – мультипотенциал или человек-сканер. В связи с этим автор прибегает к понятию человека-сканера в трудах известного американского коуч-тренера Б. Шер. Изучены перспективы использования данной модели в современной культуре, а также применительно к типологии потребностей А. Маслоу. Показана связь данной модели с потребностями современного человека и его ценностными ориентациями. На основе этого выделены методологические рекомендации к преподаванию сервисологии в вузе. В частности, указаны проблемные разделы в преподавании современной сервисологии, а также показана методическая часть – проведение лекционного занятия со студентами на тему «Практические аспекты сервиса». В него включены цель и задачи лекции, образовательные технологии, вопросы для обсуждения. В качестве необходимых составляющих обучения сервисологии автором выделены практическая направленность, а также учет экзистенциальных потребностей человека применительно к различным жизненным ситуациям. В связи с этим акцентировано внимание не столько на экономической, сколько на философской составляющей дисциплины «Сервисология».

Ключевые слова:
сервисология, образование, потребности, человек, потребитель, поведение, культура, философия экономики, экономическая социология
Список литературы

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс]. URL:]: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit. (дата обращения: 12.09.2016).

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эксмо, 2016.

3. Вотчель Л.М., Викулина В.В. Теоретические основания концепции «человека экономического» // Экономика и политика. 2014. № 1 (2). С. 58-63.

4. The Moral Economy: Why Good Incentives are No Substitute for Good Citizens, by Samuel Bowles, Yale University Press. 2014.

5. Атлас новых профессий. Под ред. П. Лукши. М.: Агентство стратегических инициатив, 2015.

6. Шер Б. Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить карьеру и жизнь своей мечты! Манн, Иванов и Фербер; М.; 2015.

7. Sher B. Thinking Through Refuse to Choose: 101 things every Scanner should know. N.Y.: Genius Press Unlimited, 2013.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.

9. Митин А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие. М: Проспект; Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2016.

10. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. Изд. 2-е испр. М.: Слайдинг, 2006.

11. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. Пер. с англ. М.: «Российская политическая энци- клопедия» (РОССПЭН), 2004.

12. Берн Э.Л. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2015.

13. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

14. Фрейд З. Недовольство культурой. М.: Ренессанс, 1992.

15. Шиповская Л.П. Потребности - функциональное качество жизни // Вестник Ассоциации вузов туризма и сер- виса. 2008. № 2. С. 77-81.

Войти или Создать
* Забыли пароль?