ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается актуальная проблема участия политических институтов в процессе формирования, реализации и оценки государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы России. В начале статьи автор подчеркивает значение данного направления политики (в частности, именно высшая школа выполняет двоякую функцию: осуществления научных исследований и подготовки научных кадров) и предполагает, что исследование данной проблематики следует начинать именно с анализа ее институциональных аспектов. В качестве методологической и методической базы исследования автор статьи использует комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, метод аналогий, сравнительно-правовой метод и др.), а также опирается на результаты социологических и экспертных опросов. Особого внимания заслуживает проведенный автором анализ программ политических партий в части их отношения к проблемам развития научно-исследовательской деятельности вузов. В рамках статьи приводится также зарубежный опыт участия разного рода «пограничных структур» в процессах формирования и реализации государственной политики в области развития вузовской науки. В качестве основных результатов исследования автор выделяет: во-первых, основные общественно-политические институты, участвующие в рассматриваемых процессах; во-вторых, подтверждает субъектность и самостоятельность указанных институтов; в-третьих, выявляет основные факторы, влияющие на институциональную структуру государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы современной России. В числе последних отмечены: 1) факторы политико-культурного характера; 2) текущая политика Минобрнауки России и ее восприятие вузовским сообществом; 3) фактическая концентрация внимания государства, политических партий и других политических институтов на смежных проблемах государственной научно-технической политики; 4) традиционная вторичность вузов как субъектов научно-исследовательской деятельности; 5) лоббистская деятельность в сфере науки. В качестве перспективных направлений исследований в данной области представляется важным детально рассмотреть роль каждого общественно-политического института на различных стадиях жизненного цикла государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы. Полученные результаты могут лечь в основу новой концепции соответствующего направления государственной политики.

Ключевые слова:
государственная политика, политический институт, государство, политическая партия, пограничная структура, группа интересов, группа давления, лоббизм, научный потенциал высшей школы
Текст

В настоящее время значение высшей школы как ареала не только формирования новых поколений специалистов для всех отраслей национальной экономики, но и генерации нового научного знания не вызывает сомнений. В качестве наиболее показательного примера можно привести Соединенные Штаты Америки, где более половины научных исследований и разработок осуществляются в университетах. Значительна доля вузовской науки в Германии, Великобритании, Канаде и других развитых странах. В связи с этим не может не представлять интерес государственная политика Российской Федерации в области управления научным потенциалом высшей школы. Представляется, что ее исследование логично начинать с анализа общественно-политических институтов, участвующих в процессах формирования политики, ее реализации и оценки.

Обзор научной литературы, нормативно-правовых источников, а также анализ практики государственного управления позволяет выделить в числе основных институтов, участвующих в вышеназванных процессах, следующие структуры:

  • различные органы государственной власти (как федерального, так и регионального уровня), а также местного самоуправления;
  • политические партии;
  • разнообразные группы интересов, «пограничные структуры» и иные непартийные политические институты [4, 6].

Заслуживает внимание точка зрения ряда экспертов, высказывающих сомнения относительно самостоятельности и субъектности приведенных политических институтов (полноценным субъектом политики, по их мнению, выступает только само государство [1, 8]). В связи с этим представляется оправданным краткая характеристика указанных институтов с точки зрения наличия признаков субъектности в данном конкретном случае.

Список литературы

1. Государственная политика: механизмы и технологии формирования. Сборник материалов круглого стола, проведенного в Государственной Думе ФС РФ [Текст] / под ред. В.В. Бурматова, С.А. Мелькова, А.П. Кошкина, К.А. Картушевой. - М.: Белый ветер, 2014.

2. Знаменский Д.Ю. Участие политических институтов в процессе формирования государственной научно технической политики Российской Федерации [Текст] / Д.Ю. Знаменский, О.А. Михалина // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 8. - С. 191-195.

3. Знаменский Д.Ю. Политические институты в процессе формирования государственной научно-технической политики в современной России [Текст]: монография / Д.Ю. Знаменский. - М.: ГУУ, 2015.

4. Лопарев А.В. Институционализация гражданского общества в современной России [Текст] / А.В. Лопарев // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 48-53.

5. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия [Текст] / С.П. Перегудов. - М.: РОССПЭН. 2011. - С. 344.

6. Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы [Текст] / А.Ю. Сунгуров. - М.: Политическая энциклопедия, 2015.

7. Туровский А.А. Характер взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти [Текст] / А.А. Туровский, А.Д. Асеев // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 6. - С. 10-14.

8. Brooks S. Public policy in Canada. An Introduction. Toronto: Oxford University Press. 1998. Р. IX.

9. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия. 2005.

10. Русский орфографический словарь [Текст] / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. В.В. Лопатин, Б.З. Букчина, Н.А. Еськова и др. - М.: Азбуковник. 1999.

11. http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d5ba4833829314cd7c.pdf (дата обращения: 02.04.2016).

12. http://er.ru/party/program/ (дата обращения: 04.08.2016).

13. http://spravedlivo.ru/5_76349.html (дата обращения: 05.08.2016).

14. http://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (дата обращения: 05.06.2016).

15. https://parnasparty.ru/party/platform (дата обращения: 05.06.2016).

16. http://pravoedelo.ru/party/program/ (дата обращения: 26.05.2016)

Войти или Создать
* Забыли пароль?