В статье рассматривается использование метода сase analysis в обучении студентов иностранному языку в высшей школе. Приводятся история возникновения и развития данного метода, а также подробная сравнительная характеристика метода сase analysis и метода проблемного анализа, использующихся в российских вузах. Рассматриваются преимущества и недостатки методов именно при обучении иностранному языку. Предлагается конкретный план работы с иноязычным материалом в условиях модульного обучения с использованием вышеупомянутых методик – этапы работы, план-схема, критерии оценки. Поднимается вопрос о необходимости дополнительной квалификации преподавателей иностранного языка.
метод проблемного анализа, проблема, индивидуальный подход, преимущества, недостатки, преподаватель иностранного языка
Важнейшей задачей преподавателя при внедрении метода сase analysis является разъяснение студентам достоинств данного метода на продвинутом этапе обучения. На разъяснение данного метода уходит много времени, иногда до двух занятий. Однако по мере его освоения студенты начинают осознавать, что он соответствует продвинутому этапу обучения. Освоив метод анализа проблем, студенты сами предложили сдавать экзамен в виде выполнения работы по методу case analysis, потому что заинтересовались этим видом работы, который резко отличается от всех методических приемов, использовавшихся ранее.
Метод предназначен для работы со студентами среднего, верхнего среднего и продвинутого уровней пользуясь терминологией Европейского языкового портфеля [2], одобренного комитетом по образованию Совета по сотрудничеству в области культуры и допущенного Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в 2001 г.
История возникновения метода case analysis
Идея метода case analysis взята из медицины (история болезни, диагноз, методы лечения, рецепт), эта схема стала использоваться в юридических вузах. В школе бизнеса Harvard Business School в 1924 г. (США) студентам предложили дать варианты решения проблемы, сложившейся на предприятиях угольной промышленности, — найти способы прекращения забастовки шахтеров. Предложенное решение было применено и дало положительный результат. Постепенно метод становился популярным благодаря своей эффективности. Студентам предлагали описание определенной реальной ситуации, в которую попала организация, с целью осознать проблему и найти либо самостоятельное, либо коллективное решение [4].
В настоящее время сase analysis за рубежом используется как основной метод обучения бизнесу (существуют учебники [6], целиком посвященные этому методу).
С 1989 по 1993 год в РЭА им. Г. В. Плеханова этот метод применял Доктор Дуглас Колтер при обучении российских слушателей. В 1992 году ему было присвоено звание «Почетный доктор наук РЭА им. Г. В. Плеханова». С 1990 по 1997 год он являлся профессором Школы бизнеса в МГУ. Благодаря его деятельности метод получил распространение и последователей на территории столиц и России в целом.
1. Лузан Е. Н. Метод CASE-STUDY в образовательном процессе вуза // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 8. № 4.
2. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge University Press, 2001.
3. Feagin J., Orum A., Sjoberg G. A case for the case study. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1991.
4. Garvin David A. Making the Case [Электронный ресурс] / Harvard Magazine, September-October 2003. http://harvardmagazine.com (дата обращения: 01.12.2013).
5. Mitchell J.-C. Case and situational analysis // Sociological Review. 1983. Vol. 51. No. 2.
6. Sawyer С. Case Studies in International Business. 1988.