КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНАНТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена обоснованию компетентностного подхода как методологического детерминанта современного образования в аспекте глобализации; содержит обоснование компетенции как инновационной нормы Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и раскрывает набор компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»). В статье раскрыт авторский взгляд на проблему разработки и использования в учебном процессе примерной карты компонентного состава компетенций бакалавров социальной работы как одного из путей реализации компетентностного подхода в образовании, выделены проблемные зоны и предложены ориентиры их преодоления в области формирования и оценки компетенций в аспекте внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевые слова:
компетенции, компетентностный подход в образовании, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, глобализация образования, карта компонентного состава компетенций, бакалавр социальной работы.
Текст

В ходе широкомасштабного реформирования российского образования проблема формирования профессиональной компетентности выпускников вуза, определяющая эффективность их будущей профессиональной деятельности, получает сегодня особое осмысление. В последнее десятилетие идет активный процесс кардинального реформирования российского образования с ориентацией на европейскую модель, главной методологической квинтэссенцией которого является компетентностный подход. Компетентностный подход получает все более широкое употребление и в ряде официальных международных и российских документов (проекте образовательной стратегии Европы TUNING, Берлинском коммюнике (2003), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг., Плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС-3) и др.). Как видим, компетентностный подход выступает сегодня доминирующим методологическим детерминантом профессиональной подготовки студентов, занимая ведущие позиции в научно-педагогическом дискурсе последних лет.

В наиболее общем виде современный компетентностно ориентированный образовательный процесс предполагает направленность на определенные требования, в числе которых усиление внимания к интересам личности обучаемого, развитию его способностей применять знания, умения и личностные качества для будущей успешной деятельности в определенной области; ориентация обучения на максимально полную подготовку профессионально мобильного и конкурентоспособного работника; сочетание интересов личности, общества, государства. Иными словами, компетентностный подход представляет собой ориентацию образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него компетентности при решении профессиональных и социальных задач [2].

Список литературы

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003.

3. Матушкин Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 24-29.

4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ от 8 декабря 2009 г. № 709. URL: http://fgosvo.ru

5. Поддубная, Т.Н. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) / Т.Н. Поддубная, О.Ю. Крынина // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. Вып. 1. С. 111-118.

6. Kohler J. Universität Grecfswald. Schlüsselkompetenzen und “employability” in Bologna Prozess. Konferenz Schlüsselkompetenzen: Schlüssel zu mehr (Aus.) Bildungsqualität und Beschäftigungsfähigkeit? Heidelberg, 2004. 22 und 23 Januar.

Войти или Создать
* Забыли пароль?