Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассмотрены организационно-методические проблемы сертификации управленческого персонала, обоснована необходимость ее проведения и дана оценка эффективности сертификации управленческого персонала через аудит системы качества организации как участницы общей системы сертификации управленческого персонала определенной организации. Отмечено отставание российских предприятий в части сертификации, или сдачи квалификационных экзаменов, управленческим персоналом как от стандартов, утвержденных отраслевыми регламентами, так и от международных стандартов. В связи с этим процесс сертификации в качестве составляющей общей системы в менеджменте качества нужно считать одним из главных инструментов, который должен соответствовать всем принципам системы качества, одним из которых является системный подход. В статье отражен тот факт, что качество сертификации прямо зависит от методов, которыми она проводится, от четкости ее программы и от уровня подготовки проводящих сертификацию специалистов.
сертификация, управленческий персонал, система качества, методический аспект, системный подход
Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, не вызывает сомнений, так как сегодня в нашей стране именно по качеству управленческого потенциала предприятия можно судить о слаженности и эффективности его работы, поэтому вопросы сертификации управленческого персонала можно рассматривать в качестве решающего фактора общественного экономического прогресса [3, c. 219].
Подчеркнем, что уровнем профессиональной квалификации определяется как производительность труда на предприятии, так и эффективность деятельности всего производства в целом, однако общую направленность и слаженность деятельности задает именно управленческий персонал. Поэтому от качественной сертификации управленческого персонала зависят темпы мирового экономического роста, создаются те конкурентные преимущества, которые способны вывести страну на мировой рынок [6].
Основными трудностями на пути внедрения четкой системы сертификации управленческого персонала и решения проблем качества, в том числе и качества управленцев, являются такие факторы, как формальность подхода большинства российских компаний к организации сертификации системы менеджмента качества, или СМК [5].
Приглашенные с этой целью компании часто относятся к процессу сертификации не просто формально, но оценивают его эффективность только на основании тех документов, которые регламентируют в общем деятельность СМК. Поэтому у организаций не возникает необходимости отвечать реальным требованиям современного менеджмента качества и развивать свой управленческий персонал. Кроме того, кризисное состояние в стране наложило отпечаток на отношение руководства к проблемам сертификации как управленческого персонала, так и всего персонала в целом. На данный момент многие предприятия находятся в режиме жесткой экономии, поэтому руководители не готовы вкладывать средства в обучение и развитие персонала [5]. Второй немаловажной причиной является неадаптированность многих международных стандартов к России, из-за чего многие области просто не имеют должного «руководства к действию» или же сертификация по стандартам не является в них обязательной [6].
Кроме того, чтобы предприятие эффективно функционировало в условиях СМК, требуется высокая компетентность всего персонала не только в соответствии со своим функциональным направлением, но и, соответственно, менеджменту качества. В современных условиях особенные требования предъявляются к сертификации управленческого персонала [3, c. 220].
1. Винарик В.А. Сертификация системы менеджмента качества в компаниях стран с переходными экономиками: эмпирический анализ [Электронный ресурс] / В.А. Винарик, Т.Г. Долгопятова // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - № 1. - С. 29-56. - URL: https://publications.hse.ru/articles/66470433
2. Госкомпании отличат плохих руководителей от хороших с помощью сертификата - Ведомости - Статья опубликована в № 4092 от 09.06.2016 [Электронный ресурс] // URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/06/08/644670-nachalnik-korochkoi
3. Иняц Н. Малая энциклопедия качества [Текст] / Н. Иняц. - В 3-х ч. - Ч. III // Современная история качества; пер. с хорватского Л.Н. Беленькой; под общей ред. Ю.В. Василькова и Н.Н. Аниськиной. - М.: Стандарты и качество. - 2003. - 224 с.
4. Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007 и ILO-OSH 2001 [Текст] / В.А. Качалов // Конспект системного менеджера. - В 2-х т. - Том 1. - М.: ИздАт, 2009.
5. Козлова Т. Как проводится сертификация персонала? 27.10.2015 [Электронный ресурс] / Т. Козлова. - URL: http://www.kdelo.ru/qa/127025-qqkss5-kak-provoditsyasertifikatsiya-personala
6. Кузнецова А. Сертификация административно-управленческого персонала в условиях менеджмента качества [Электронный ресурс] / А. Кузнецова. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/sertifikaciya-administrativno-upravlencheskogo-personala-v-usloviyah-menedzhmenta-kachestva
7. Машукова Н.Д. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы [Текст] / Н.Д. Машукова [и др.]; под общей ред. Н.Д. Машуковой. - М., 2006. - 286 с.
8. Управление персоналом организации [Текст]: учеб.; под ред. А.Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
9. Митрофанова В. С 1 июля 2016 года профстандарты станут обязательными для предприятий всех форм собственности [Электронный ресурс] / В. Митрофанова. - URL: http://mitrofanova.ru/articles/s-1-iyulya-2016-goda-profstandartystanut-obyazatelnymi-dlya-predpriyatiy-vsekh-formsobstvennosti/
10. Профстандарт специалиста по персоналу: к чему готовиться HR-у [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-director.ru/article/65777-qqq-15-m11-profstandartspetsialista-po-personalu (дата обращения 16.02.2016).
11. Шеламова Г.М. Оценка и сертификация профессиональных квалификаций [Текст] / Г.М. Шеламова, В.Н. Орлова, А.А. Теров // Журнал Научные исследования в образовании. - 2012. - Вып. № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-sertifikatsiya-professionalnyh-kvalifikatsiy
12. Шендалев А.Н. Подход к вовлечению персонала в процесс создания, сертификации и поддержания функционирования систем менеджмента качества [Текст] / А.Н. Шендалев, Е.В. Шендалева // Омский научный вестник. - 2012. - Вып. № 1-105. URL http://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-vovlecheniyu-personala-v-protsess-sozdaniyasertifikatsii-i-podderzhaniya-funktsionirovaniya-sistemmenedzhmenta-kachestva