РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Кризис культуры, поразивший нашу страну, связан с утратой морально-этических ориентиров. Это проявляется не только в поведенческих моделях окружающих нас людей, но и в их речи, которая лишена лексических образцов, отражающих высокую нравственность. А ведь известно, что речь — это отражение образованности, интеллектуальности и духовности. Не зря ведь ещё великий Сократ, рассуждая о человеке, утверждал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И в настоящее время, чуть ли не «белой вороной» кажется человек «заговоривший» языковыми нормами речевого этикета. Причиной данному явлению, на наш взгляд, явилось то, что этикет, в том числе и речевой, долгое время находился в забвении. Ведь коммунистическая мораль, формируемая социализмом, не допускала никаких проявлений принадлежности к буржуазности, к которой причислялись манеры, содержащиеся в этикете. Более того, пролеткульт, созданный в 1937 г., утверждал, что рукопожатие как невербальный этикетный знак приветствия, является средством распространения инфекции. Иное время сейчас, когда расширяется межкультурное коммуникативное пространство, увеличивается число деловых и личных контактов. И очень важно. Чтобы они были благожелательными и неконфликтными. А этому учит речевой этикет как регулятор речевого поведения человека. И в данной статье объясняются особенности его использования как устойчивой нормы речевого общения не только в повседневной жизни, но и в контактной зоне руководителя подчиненным, что и определяет актуальность данной статьи. Речевой этикет нами рассматривается не только как составляющая управленческой культуры, но и как здоровьесберегающая категория. Эндорфины, гормоны счастья, выделяющееся в организме человека, находящиеся в процессе этикетного приветливого общения, предохраняют от возникновения «инфарктогенных» ситуаций. Данный факт и определяет научную новизну статьи. В статье обосновывается необходимость введения в постоянную речевую практику руководителей языковых формул речевого этикета. Доказывается, что они способствуют формированию комфортного речевого взаимодействия с подчиненными, что является необходимой составляющей управленческой культуры. В связи с этим приведены конкретные «конфликтогенные» ситуации общения, такие как «Критика», «Отказ», и объяснены особенности их использования в речевом взаимодействии руководителя с подчиненным. Также даны результаты исследований ученых, убеждающих в необходимости употребление в общении этикетных речевых тактик.

Ключевые слова:
этикет, речевой этикет, управление, конфликтогены, критика, отказ, обращение
Текст

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Важность исследования формирования речевого этикета у современного человека объясняется тем, что в стране болезненно происходит становление «новой» морали, которая возникла в постперестроечное время. «Новая» мораль характеризуется тем, что этот процесс ее становления протекал на стыке двух систем морали — социалистической, которая осталась от «строящегося» социализма, и капиталистической ской, возникшей в период рыночной экономики. Эту мораль исследователи называют «моралью дикого рынка», ведь ей не свойственны духовность, нравственность, этичность. На наш взгляд, она послужила одной из причин «кризиса культуры», который наблюдается сейчас в стране. Частным проявлением его является низкая речевая культура общающихся, отсутствие в речи образцов высокой духовности. Это приводит к напряженности в человеческих взаимоотношениях, поскольку не всегда используется этикет как регулятор человеческого поведения.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ НАЛИЧИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Этикет — это правила поведения в обществе, цель которых установление неантагонистических отношений между людьми.

Речевой этикет направлен на «сопровождение» этих правил через использование формул словесной вежливости. К ним относятся речевые формулы, применяемые в ситуациях приветствия, обращения, извинения, критики, отказа, телефонного разговора, просьбы и др. Когда человек слышит этикетные слова, он становится менее напряженным, доброжелательным, приветливым, к тому же, по исследованиям ученых, у него в крови выделяется гормон счастья — эндорфин, приводящий к созданию в общении «поля положительного знака».

Список литературы

1. Brown P., Levinson S. Politeness. Some Universals in language Usage. Cambridge, 1987.

2. Браун Д. Светская этика. - М., 2014. - 45 с. - (Красота Этика ХХI век).

3. Буева Л.П. Общественные отношения и общение. - М.: Наука, 1974. - 192 с.

4. Бушелева Б.В. Не нанеси обиды. Размышления о культуре общения. - М.: Правда, 1989. - 202 с.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983. - 109 с.

6. Добрович А.Б. Психологические исследования общения. - М.: Наука, 1995. - 336 с.

7. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. - М.: Наука, 1975. - 403 с.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвешчение, 1975. - 223 с.

9. Соковнин В.М. Общение и его средства. - Фрунзе: Илим, 1990. - 165 с.

10. Формановская Н.М. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский язык, 1984. - 192 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?