ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, КАК ФАКТОРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты формирования правопослушной личности сотрудников правоохранительных органов, в частности воспитание у них антикоррупционного правосознания и поведения. Представлен анализ литературы, который показал, что на данный момент отсутствует широкоприменяемая эффективная методика создания и применения стройной системы психолого-педагогических приемов для формирования антикоррупционного правосознания у сотрудников. Определены такие недостатки в антикоррупционном воспитании как упор на уголовно-правовое информирование сотрудников о коррупции и ее проявлениях, декларативность нормативных правовых документов, направленных на формирование антикоррупционного поведения. Показана проблема–каким образом и что диагностировать у гипотетического взяточника психологическими методами, какие особенности личности будут в большой степени вероятности указывать на наличие у него коррупционного сознания. Делается вывод о необходимости создания и апробирования обучающей программы по формированию антикоррупционного правосознания с применением психолого-педагогических приемов, позволяющих выработать антикоррупционное мировоззрение и поведение среди сотрудников ОВД.

Ключевые слова:
Сотрудники органов внутренних дел, антикоррупционное правосознание, противодействие коррупции, юридическая психология.
Текст

Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью коррупционных проявлений в ОВД, необходимостью укрепления законности в рядах полиции, недостаточной эффективностью воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения среди сотрудников ОВД, повышения уровня доверия населения к органам правопорядка, а также отсутствием методик выработки антикоррупционного правосознания у сотрудников ОВД.

Как отмечает В. М. Николайчик, «из всего широчайшего комплекса проблем, существующих в сфере полицейской охраны общественного порядка, ни одна не приносит столько вреда, сколько коррупция» [13, с. 94; 9, с.328]. 

Исследования, проведенные Д. В. Сочивко и Е. Е. Гавриной показали, что у сотрудников правоохранительных органов, осужденных за коррупционные преступления, имеются нарушения в морально-ценностной сфере (в том числе и отсутствие четкой самоидентификации) [21]. Исследование, проведенное Н. В. Сторчиловой показало, что снижение уровня правосознания сотрудников стоит на первом месте среди причин коррупции по мнению населения [22, с.80]. По мнению самих сотрудников данный фактор находится лишь на пятом месте.

У лиц, вовлеченных в коррупционные действия, а также лиц, не вовлеченных в коррупционные деяния (не берут взяток только из-за существующего постоянного контроля или боязни наказания) отмечается деформация правосознания и деградация морально-этической сферы. Поэтому среди таких лиц необходимо осуществлять меры по развитию правосознания и антикоррупционного мировоззрения.

Существуют пока лишь единичные попытки (в том числе и в образовательных организациях высшего образования) применять психолого-педагогические и дидактические приемы для формирования антикоррупционного правосознания.

Ряд авторов (Лопатина Т.М., 2008; Мальцева Т.В., 2012 и др.) указывает, что необходимо изменение нравственно-этического восприятия коррупции населением [6, 7, 8]. По их мнению, наряду с государственными и правовыми средствами борьбы с коррупцией необходимо формировать в гражданском обществе моральное отношение к этому явлению – формировать нравственные принципы. Однако Лопатина Т.М. в качестве основной меры для этого предлагает кодекс профессиональной этики, который, на наш взгляд, будет лишь благим пожеланием, невыполнимым в реальности.

В ряде публикаций много и отвлеченно говорится об «Антикоррупционных основах системы воспитания молодежи» и «системах правового воспитания и образования молодежи», однако конкретных психолого-педагогических методик не приводится [18]. Ряд исследователей утверждают, что правосознание формируется у человека в течение жизни – годами или даже десятилетиями [24]. Однако опыт Украины 2014 года показывает, как за короткий промежуток времени (месяцы) можно полностью переформировать правосознание. 

Стуканов В.Г. раскрывает принципы процесса формирования правопослушного правосознания:

1. Целенаправленное образование в системе поведенческих установок личности новых психологических качеств, устанавливающих правопослушное поведение;  

2. Устранение (изменение) тех свойств, которые образуют дефекты правосознания (отношения, ценностные ориентации, представления, личностные принципы и нормы, знания, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, а также такие интегративные психические образования, как Я-образ и концепция образа жизни [24]. 

Сторчилова Н. В. приводит аналогию психолого-педагогического воздействия самостоятельной работы по актуальным вопросам, связанным с коррупцией в академии полиции Финляндии [22, с.111]. В Финляндии морально-этические вопросы обязательно поднимаются при подготовке курсантами полицейской академии выпускной дипломной работы. Кроме того, в процессе обучения будущий сотрудник изучает «правила добросовестной полицейской службы» и дает письменное обязательство их соблюдать [3, с.27]. Этим подчеркивается важность «пропустить через себя»  вопросы, относящиеся к коррупции, для формирования неприятия коррупции.

Одной из ошибок, на наш взгляд, при проведении антикоррупционных мероприятий, является стремление ограничиться лишь информированием об уголовных аспектах коррупционного поведения. Это подтверждается и мнением ученого Амирова К. Ф., который установил, что только около половины студентов (будущих учителей права) в своих поступках руководствуются чувством ответственности перед обществом и государством. При этом автор считает, что существует противоречие между достаточно высоким уровнем знания норм права студентами и осознанным их нарушением [1].

Антикоррупционное образование представляет собой специально организуемую деятельность по формированию ценностной основы человека, позволяющей осознанно относиться к своей жизнедеятельности, принимать  гражданскую ответственность как члена общества, а также формировать компетенции, позволяющие активно противодействовать коррупционным отношениям и способствующие созданию особой среды неприятия коррупции [12].

Несмотря на массу публикаций по проблемам профилактики коррупции в настоящее время в МВД России отсутствует эффективная методика создания и применения стройной системы психолого-педагогических приемов для формирования антикоррупционного правосознания у сотрудников ведомства. В ряде работ, изданных в последнее время, посвященных процессам воспитания личного состава ОВД и противодействию коррупции в государственных и силовых структурах таких как «Направления антикоррупционного воспитания в вузе» [11], «Корпоративная антикоррупционная политика» [5], «Проблемы борьбы с коррупцией и деблокирования административных барьеров» [4], «Противодействие коррупции в системе государственной службы» [17], «Мониторинг правоприменения в сфере профилактики коррупции» [10] хотя и присутствует полезная информация о необходимости усиления борьбы с коррупцией и предлагаются направления антикоррупционной деятельности, но без упоминания эффективных психолого-педагогических приемов воздействия на правосознание сотрудников ОВД [11]. В других работах, как например «Антикоррупционное воспитание личного состава органов внутренних дел» [18]присутствуют отдельные попытки (порой удачные) описать конкретные дидактические методы и приемы по формированию антикоррупционной личности сотрудника ОВД, однако в них отсутствуют не только общая оценка эффективности  антикоррупционного воспитания, но и нет оценки каких-либо приемов по их степени эффективности. Кроме того, не имеется целостной программы в виде системы обучения по формированию антикоррупционного правосознания с упорядочением психолого-педагогических методов воздействия на правосознание сотрудников ОВД. Существуют пока лишь единичные попытки (в том числе и в образовательных организациях высшего образования) применять психолого-педагогические и дидактические приемы, а также внедрять специальные образовательные программы для формирования антикоррупционного правосознания [16, 20]. Кроме того, в вышеупомянутых работах, основной упор делается на административно-правовые аспекты противодействия коррупции, а не на применение системы психолого-педагогических методов воздействия на правосознание и поведение сотрудника ОВД.

В ряде работ, несмотря на многообещающее название типа «Направления антикоррупционного воспитания…» присутствуют общие слова о необходимости усиления борьбы с коррупцией, однако отсутствуют оценка эффективности  антикоррупционного воспитания, нет конкретных дидактических методов и приемов [11]. Порой в работах ни слова ни приводится о воспитании и развитии антикоррупционного мировоззрения и ценностно-моральных антикоррупционных установок. Даже в такой крупной монографии с громким названием «Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение» [22] вообще не указаны рекомендации по применению конкретных психолого-педагогических приемов воздействия на правосознание сотрудников по достижению антикоррупционного поведения. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. В последние годы в образовательных учреждениях системы МВД России началось преподавание специального курса по формированию навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел. Основой преподавания является разработанный коллективом авторов курс лекций [26]. Естественно, что в дидактическом плане преподавание данной дисциплины (как и любых других дисциплин) требует дальнейшего совершенствования.

Попытки преодоления дефектов правосознания и формирование установки на правомерное поведение путем проведения групповой психокоррекционной программы в виде специальных занятий в настоящее время проводятся только среди осужденных в пенитенциарной системе России [24]. Причем можно провести прямую аналогию между осужденными (лицами отбывающими наказание) и коррупционерами пребывающими на свободе (отбывание наказания у них впереди). И у тех и у других закон заменяется особыми моральными нормами (являющимися базой для поведения) принятыми в их среде, которые полностью противоречат общечеловеческим моральным нормам и самим законам.

Предлагаемые меры по преодолению коррупции, содержащиеся в ряде документов, предложены для правопослушного населения, и ни в коем случае не затрагивают и не влияют на ценностно-моральные ориентации самих коррупционеров, и направленные на их реализацию большие финансовые и людские затраты достойны другого применения, так как абсолютно не оправдывают себя и не влияют на засилье и рост коррупции в стране. Одной из главных причин, на наш взгляд, является то, что подавляющее большинство мероприятий направлено на расширение и углубление правовых знаний об уголовных и криминологических аспектах коррупции, что нисколько не влияет на формирование антикоррупционного мировоззрения людей (тем более участвующих в коррупции), а, главное, не уменьшает взяточничество. Здесь следует согласиться с Е. А. Певцовой в том, что формирование убеждения в значимости права, т. е. положительной правовой ценностной ориентации (в данном случае неприятие коррупции и неучастие в процессе взяточничества) процесс довольно длительный и трудный, в отличие от правовых знаний, которые в процессе обучения (или информирования) приобретаются достаточно быстро [14].

Разработанные технологии создания психолого-педагогического обеспечения процесса формирования ценностных установок специалиста, его смыслообразования, используемые в процессе профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД России не показали своей высокой эффективности в плане формирования коррупциогенной устойчивости [19]. Да и среди профессиональных качеств, например, сотрудников уголовного розыска, напрямую не указывается коррупциогенная устойчивость [25]. Перечисление в ряде научных трудов мнений ученых о том, какие сотрудники нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании, не указывает на сотрудников ОВД как лиц, постоянно находящихся в ситуации «соблазна» взятки [15].

Также одной из проблем является то, каким образом и что диагностировать у гипотетического взяточника психологическими методами, какие особенности личности будут в большой степени вероятности указывать на наличие у него коррупционного сознания. Петров В.Е. и соавторы выделяют психологические особенности лиц, которые могут иметь коррупционное поведение, называя их психологическими детерминантами коррупционно-опасного поведения [15]. На наш взгляд, с учетом мнения Петрова В.Е. и соавторов к психологическим особенностям коррумпированной или потенциально коррумпированной личности можно отнести: наличие девальвации ценности честного служения отечеству, закону; примитивные социальные установки и ценности («надо жить богато», «работа должна кормить», «надо иметь «крутую» машину, как у всех»); сильная приверженность к местным или социально-профессиональным традициям подношений, получение благодарностей за оказанную услугу, которая должна быть оказана бесплатно (или вообще не должна оказываться); приверженность к таким морально-нравственным установкам как  «деньги решают все», «чтобы нормально служить надо уметь давать и брать взятки»;  наличие пассивной жизненной позиции молчаливого соглашательства с фактами взяточничества в служебном окружении; особенности управления и прохождения службы в ОВД (протекционизм, фаворитизм, личная преданность, кумовство, злоупотребление властью и т. д.); отсутствие гармоничной самореализации в профессии и жизни; наличие желаний получить наживу любым способом.

Таким образом, нами установлены теоретические проблемы формирования антикоррупционного правосознания, что в свою очередь вызывает необходимость разработки методики проведения специальных занятий, с применением психолого-педагогических приемов, позволяющую выработать антикоррупционное мировоззрение и поведение среди сотрудников ОВД.Поэтому обеспечение формирования у сотрудников ОВД профессиональных ценностных установок (ценностной сферы) и работа по восстановлению личностных границ и смыслообразования является актуальной проблемой морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Амиров К.Ф. Правовая культура студентов - будущих учителей права // Право и образование. 2013. № 8. - С. 20-29.

2. Антикоррупционное воспитание личного состава органов внутренних дел Российской Федерации: методические рекомендации. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России», 2015.

3. Драгунцов Ю.В. Потенциал самоочищения в системе МВД, ФМС России и полиции зарубежных стран // Профессионал. М., 2009. № 6 (92). - С. 27.

4. Коробов А.А. Проблема борьбы с коррупцией и деблокирования административных барьеров. Монография. Орловский юридический институт МВД России. Орел. 2012.

5. Корпоративная антикоррупционная политика. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. Симферополь. 2015.

6. Лопатина Т.М. Моральная составляющая противодействия коррупции // Российский криминологический взгляд. 2008. № 4. - С. 203-206.

7. Мальцева Т.В. Психологические особенности личности склонной к коррупции в образовательной среде ведомственного вуза \\ Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию профессора А.И. Папкина. Москва, 19 сентября 2012 г. - М.: РУДН, 2012. - С. 222-232.

8. Мальцева Т.В. Психологический подход к коррупционному поведению \\ Актуальные проблемы противодействия коррупции в современных условиях. Материалы межведомственной научно-практической конференции 21 марта 2012, Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С.101-105.

9. Меркурьев В.В., Григорьев А.В. Опыт противодействия коррупции в полицейских департаментах США // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.

10. Мониторинг правоприменения в сфере профилактики коррупции. Академия управления МВД России. Москва. 2013.

11. Николаев С.М. Направления антикоррупционного воспитания в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 1. - С. 91-94.

12. Николаев С.М. Реализация антикоррупционного образования в уголовно-исполнительной системе: монография. Псков: Филиал Академии ФСИН России, 2015.

13. Николайчик В.М. Профилактика коррупции в полиции США // США. Канада: экономика, политика, культура. - 1999. - №10. - С. 93-99.

14. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2003. - С. 67.

15. Петров В.Е., Юринова Ю.В. Особенности работы с сотрудниками Госавтоинспекции, нуждающимися в дополнительном внимании со стороны психолога. Учебно-методическое пособие. - М.: 2013.

16. Правовое воспитание как фактор формирования профессионального правосознания сотрудников ГИБДД Российской Федерации. Учебное (практическое) пособие. Орловский юридический институт МВД России. Орел. 2013.

17. Противодействие коррупции в системе государственной службы. Белгород. 2011.

18. Сибиряков С.Л. Антикоррупционные основы системы воспитания молодежи в процессе формирования гражданского общества в России // Российский криминологический взгляд. 2008. № 4. - С. 207-209.

19. Скляренко И.С. Педагогическое обеспечение формирования профессиональных ценностных установок \\ Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. - С. 3-7.

20. Соколов А.Н., Старостина С.А. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Курс лекций. Калининградский юридический институт МВД России. Калининград. 2011.

21. Социально-психологические исследования криминальной деструктивности личности сотрудника правоохранительных органов / под ред. Д.В. Сочивко и Е.Е. Гавриной. Рязань, 2010.

22. Сторчилова Н. В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение. Монография. Москва, 2012.

23. Стуканов В.Г. К проблеме изучения психологических механизмов формирования правосознания // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. - С. 292-296.

24. Сучкова Е.Л. Психологическая коррекция неадекватных правовых представлений осужденных \\ Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013, № 2 (53). - С. 45-48.

25. Фомин В.В. Профессиональные качества сотрудников уголовного розыска \\ Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. - С. 24-26

26. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел. Курс лекций. М. 2011.


Войти или Создать
* Забыли пароль?