ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ОБСЛЕДУЕМЫМ ЛИЦОМ НА ЭТАПЕ ПРЕДТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ В РАМКАХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные проблемы одного из этапов психофизиологического исследования с применением полиграфа. С опорой на знания юридической психологии, авторы предлагают использовать различные приемы установления психологического контакта на этапе предтестовой беседы в рамках ПФИ с применением полиграфа. Кроме того, в статье анализируется подход к обследуемому лицу в зависимости от его типа акцентуации.

Ключевые слова:
психофизиологические исследования с применением полиграфа, оператор, психологический контакт, обследуемое лицо, тип акцентуации личности, предтестовая беседа
Текст

Установление и поддержание психологического контакта является одной из важных задач этапа предтестовой беседы всей процедуры ПФИ. А эффективно проведенная полиграфная проверка обеспечивает высокий уровень надежности кандидатов на службу. Переход к диалогу между полиграфологом и обследуемым лицом в этих условиях создает наилучшие предпосылки для обеспечения взаимодействия, взаимопонимания и, в конечном счете, сотрудничества. Предтестовая беседа, по существу, напоминает такое следственное действие как допрос. Как и во время допроса, здесь важна исключительная корректность в поведении полиграфолога. Необходимо поприветствовать обследуемое лицо, соблюсти определенный ритуал предварительного «знакомства». Как отмечает В.В. Романов, ситуация разъяснения прав и обязанностей в рамках допроса, а в нашем случае обследуемому лицу в рамках ПФИ, «обусловленная необходимостью удостовериться в его личности, по времени примерно соответствует распространенной в обществе ситуации знакомства, которая, согласно существующему речевому этикету, предоставляет возможность участникам встречи установить необходимые коммуникативные контакты» [9, с. 409].

Как отмечает автор, происходит совмещение двух разноплановых коммуникативных ситуаций. Поэтому, удостоверяя личность обследуемого лица, необходимо следовать правилам речевого этикета, предписывающим лицам, вступающим в контакт, обменяться взаимными приветствиями [9].

Для побуждения обследуемого лица к установлению психологического контакта можно начать с предъявления незначительных для существа проверки вопросов. Речь может идти о трудовом и жизненном пути обследуемого, можно поинтересоваться состоянием его здоровья. Стараться активизировать вопросы, в которых можно обнаружить единодушие со взглядами опрашиваемого лица. В это время оператор должен показать опрашиваемому свою независимость, объективность, непредвзятость. Оператор должен особо подчеркнуть, что целью опроса является не установление факта причастности опрашиваемого к выявляемому событию, а установление истины по делу [10].

В случае, когда мнение не совпадает по целому ряду мировоззренческих вопросов, лучше имитировать согласие или же, завершить обсуждение противоречивой ситуации, чтобы на первоначальной стадии не испортить дальнейшее содержание процедуры полиграфной проверки.

В условиях непосредственной полиграфной проверки испытуемый может априори быть настроен враждебно, проявлять сомнения и опасения. Возможны элементы провокационного поведения с целью нарушить установленный регламент и принципы самой процедуры, сделать ее проведение невозможным. Полиграфолог обязан проявлять сдержанность и сохранять спокойствие, а также демонстрировать корректность, не соглашаться на сценарий, навязываемый обследуемым лицом.

Стоит иметь ввиду, что полиграфнаяпроверка - это своего рода интеллектуальная дуэль, где обследуемое лицо будет пробовать проверить полиграфолога на интеллектуальную искушенность. На этом этапе полиграфологу важно обращать внимание на невербальные и невербальные особенности испытуемого, стараясь использовать приемы нейролингвистического программирования для введения его в коридор доверительного общения.Как отмечают ряд авторов, в целях установления «подсознательного доверия» сопрашиваемым, следует принять его позу, отразить движения и жесты, подстроиться к дыханию. Подражать, копировать, «отзеркаливать» мимику, жесты, позы, но не сводить к примитивному подражанию, в этом заключается искусство подстройки и ее эффективность. Ключевые фразы необходимо произносить на выдохе испытуемого [1].

Необходимо определить такие параметры этой стадии как темп, ритм, уровень напряженности, основное состояние собеседника.

Чтобы убедиться в установлении психологического контакта, необходимо уметь читать мимику, жесты, интонацию, речевые маркеры в поведении обследуемого [4]. Информативным является и взгляд обследуемого, как отмечает В.Л. Васильев: «близкая установка взгляда направляется всегда на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию» [2, с. 494]. Тогда как «устремленный взгляд вдаль, свидетельствует об отсутствии у человека активного интереса к конкретному обсуждаемому событию, факту» [2, с. 495].

Полиграфолог может распознать напряжение и недоверие, вызванное ситуацией проведения опроса с использованием полиграфа, по опущенной, склонившейся вниз голове, «тяжелого» взгляда исподлобья. Суженная глазная щель может быть признаком состояния значительного утомления [2]. Все эти описанные признаки свидетельствуют об отсутствии психологического контакта.

Важным моментом в установлении психологического контакта является убеждение опрашиваемого лица в независимости полиграфолога в своих выводах, отсутствия недоверия к опрашиваемому и безопасности технической стороны полиграфной проверки.

Для лучшего установления психологического взаимодействия с обследуемым лицом необходимо представиться как идентифицируемая личность, а не как обезличенное олицетворение официальной организации. Кроме того, самой предтестовой беседы необходимо придать персонализированный статус, находя в опрашиваемом лице конкретного человека как носителя определенных эмоций, переживаний и чувств. Как отмечает Оглоблин С.И. и Молчанов А.Ю. на протяжении короткого отрезка времени полиграфологу необходимо определить «характерологический стержень» обследуемого и на этой основе выстроить манеру дальнейшего общения [6].

Стоит обращать внимание и на речевую продукцию обследуемого, количественную и качественную сторону. Как правило, излишняя говорливость, словоохотливость - хороший признак, психологическая опора для полиграфолога, способствующая установлению доверительных отношений с обследуемым лицом. Бывает и так, что обследуемое лицо в самом начале знакомства самостоятельно поддерживает разговор, предпринимает усилия создать дружелюбную эмпатийную атмосферу. В таком случае задача полиграфолога - удержание этого контакта на должном психоэмоциональном уровне, в тоже время не позволить лицу заболтать действительное содержание проблемы, подменить ее бессмысленной болтовней. Полиграфологу важно научиться создавать управляемую ситуацию общения, когда эмоциональная часть обрамляет необходимое ему содержание предтестовой беседы.

В связи с этим полиграфолог сам должен уметь организовать и координировать свое психическое состояние. В данном случае, обладая навыками управления своей волевой и эмоциональной сферами, уметь управлять эмоциями обследуемого лица. Это необходимо в целях преодоления негативных состояний испытуемого на полиграфе.

В некоторых публикациях в целях более успешного установления психологического контакта даются рекомендации создать эффект непринужденной беседы. Для этого необходимо сознательно перескакивать с одной тематики на другую. Например, после уточнения ФИО перейти на тему, связанную с преступлением, потом перейти на семейное положение, его детство, а далее вернуться к его отношениям на работе и т.д. [3].

Особо стоит подчеркнуть, что ситуация опроса с использованием полиграфа сама по себе повышает тревожность, заставляет человека испытывать отрицательные эмоции, связанные со стрессовыми реакциями.

Поэтому так важно встать на позицию обследуемого лица, войти в его положение, проявить искреннее сочувствие и понимание всей ситуации и убедить его в необходимости сотрудничать с полиграфологом и сообщать только достоверные сведения в интересах самого лица. Эта часть примечательна тем, что полиграфолог, использую психологические приемы, может разрешить многие вопросы на стадии предтестовой беседы, склонить обследуемое лицо к даче правдивых показаний, убедить сделать важные признания и только тогда верифицировать информацию непосредственно инструментальными средствами.

В рамках установления психологического контакта на стадии предтестовой беседы важен уровень социально-психологических отношений. Успех может быть обеспечен лишь в том случае, если полиграфолог планирует организацию содержания беседы с учетом индивидуально-психических особенностей обследуемого лица, таких, например, как тип темперамента. Так, при установлении контакта с сильными и подвижными типами (холерики и сангвиники) темп, ритм и напряженность опроса должны быть достаточно высокими, переход от одной темы к другой может быть осуществлен без предварительной подготовки.

Иной подход должен реализоваться при опросе обследуемых лиц инертных типов (флегматик). Такие лица характеризуются медлительностью, в целом процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Часто рефлексирующие, им необходимо более длительное время на обдумывание проблемы, понимание смысла и целеполагания самого процесса.

У меланхоликов в процессе предварительной беседы может отмечаться охранительное запредельное торможение нервных процессов вплоть до крайних форм проявления - ступора. Отмечается общая вялость и апатия, безучастное отношение к содержанию разговора. Такие лица проявляют особую тревожность в случае введения их в ситуацию производства психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

В этом ключе важно предугадать поведение обследуемого лица непосредственно на самом тестирование и тем самым упредить нежелательные ошибки. Так, отмечает Кравцов А.В. еще на этапе предтестовой беседы лица возбудимого типа сокращают промежуток между окончанием вопроса и его ответом на него. У лиц заторможенного типа, напротив промежуток возрастает [5].

В некоторых исследованиях акцент делается на учете акцентуаций личности, которые могут способствовать установлению психологического контакта. Исследуется поведение следующих типов акцентуированных личностей: истероидного (демонстративного), эпилептоидного (возбудимого), паранояльного (застревающего), шизоидного, эмотивного (чувствительного), гипертимного (гипоманиакального) и тревожного [7]. Как отмечают Обухов А.Н. и Обухова И.П. «при взаимодействии с истероидом следует избегать грубого императивного тона, таких форм общения, которые принижают его в собственных глазах, и, что намного важнее, в глазах окружающих» [7, с.267]. Здесь имеет смысл практиковать смешенный, контрастный стиль общения, при котором высказывается заинтересованность собеседником, отмечаются достоинства обследуемого лица, высказать восхищение какими-либо сторонами его личности или в особенности внешности.

В случае установления контакта с эпелиптойдным типом личности необходимо выстраивать отношения на формальной основе, избегая излишних эмоциональных контактов.

В беседе с параноиком необходимо избегать прямолинейного, жесткого повелительного принуждения, которое может сопровождаться оказанием психологического давления на испытуемого. При необходимости установления строгого алгоритма поведения целесообразно апеллировать к положениям закона, устава, к инструкциям, указаниям вышестоящего начальства и т.п. [7, с. 268].

К лицам шизоидного склада крайне трудно, поэтому более предпочтительной является доброжелательная позиция, при которой необходимо особенно усиленно расположить к себе данный тип личности, демонстрируя жизнерадостность.

С эмотивными личностями необходимо контролировать содержание собственных высказываний обратно пропорционально эмоциональной насыщенности ситуации. Развитие реакции уныния или острого переживания возможны при нарастании отрицательного воздействия на испытуемого в форме порицания. Неосторожно высказанное замечание заставляет такого человека погрузиться в переживания. Напротив, уместная похвала, знаки внимания, поощрение приводят в радостное, приподнятое настроение и повышают самооценку.

Основой тактики построения беседы с гипертимом является наращивание вопросов, стараться побудить детализировать интересующие полиграфолога ситуации.

К особенностям коммуникативного контакта с лицами тревожного типа стоит отнести четкую, недвусмысленную, максимально детализированную подачу инструкции.

Таким образом, мы рассмотрели актуальные проблемы установления психологического контакта с обследуемым лицом в рамках предтестовойбеседы процедуры психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Качественно проведенная полиграфная проверка позволяет повысить надежность принимаемых кандидатов на службу.

Список литературы

1. Бессонова С.Ю., Петров А.М., Мягких С.Г. Психологические возможности выявления скрываемой информации // Учебно-методическое пособие для оперативно-начальствующего состава органов внутренних дел, Пермь. - 2000. - 56 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2002. С. 494

3. Варламов В.А., Варламов Г.В., Власова Н.М., Зубрилова И.С., Котомин М.Б. Углубленные кадровые проверки. М., 2003.

4. Деулин Д.В. Психологические средства выявления ложных показаний в процессе допроса подозреваемых (обвиняемых) в совершении экономических преступлений / Д.В. Деулин. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011. - 88 с.

5. Кравцов А.В. Влияние предтестовой беседы на результаты опроса с применением полиграфа // Материалы международной научно-практической конференции специалистов - полиграфолог правоохранительных органов «Инструментальная детекция лжи - 15 лет на страже закона: итоги пройденного и перспективы развития», Казань. 2009. - 154 с.

6. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи». - Ярославль: Нюанс, 2004. - 417 с.

7. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа [Текст] : учеб.пособие. - 3-е изд. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 321 c.

8. Пугачева Е.В., Соловьева А.В. Организация психофизиологических исследований с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора: учебное пособие. М., Московский университет МВД России, 2014, 156 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. 488 С.

10. Зерин В.С. Методическое руководство по проведению полиграфного обследования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ignorik.ru/docs/index-372287.html (12.10.2015)


Войти или Создать
* Забыли пароль?