К ПУБЛИКАЦИИ 2-ГО ИЗДАНИЯ УЧЕБНИКА В.В. ТКАЧЕВОЙ «ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Учебник В.В. Ткачевой «Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья» играет большую роль в отечественной системе вузовской подготовки специалистов в области специального «дефектологического» образования как первый учебник по вопросам оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональные переживания родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, семейно-центрированный подход, диагностика, консультирование, психокоррекция, дисгармоничные модели воспитания, психокоррекционные техники.
Текст

Книга «Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья» доктора психологических наук, профессора Виктории Валентиновны Ткачевой является первым российским учебником, в котором изложены история возникновения и становления нового направления в отечественной специальной психологии, возникшего на рубеже XX и XXI столетий, - психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учебник посвящен крайне актуальной социально-психологической проблеме оказания специальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные гуманистические концепции по вопросам воспитания и интеграции в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор рассматривает семью в качестве системообразующей детерминанты в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющей его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Тем не менее, согласно сложившейся практике, только на рубеже XX и XXI столетий акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка.

Востребованность специалистов в области оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, обусловливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. К числу наиболее актуальных относятся: принятие родителями факта нарушений развития у ребенка; преодоление психологических и социальных проблем, связанных с восприятием себя родителем ребенка, не такого, как у всех; преодоление учебных проблем и организация условий его воспитания в семье, сопровождение ребенка в его последующей взрослой жизни и т.д.

Цель учебника - сформировать у студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, других специалистов теоретические и практические знания и навыки, необходимые в психокоррекционной работе с семьями, имеющими детей с недостатками в развитии.

В учебнике В.В. Ткачевой раскрываются теоретико-методологические основы, направления, содержание и организационные условия деятельности психолога, работающего с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлен системный, методический подход к оказанию специальной психологической помощи семье, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Книга обобщает 25-летний опыт экспериментальной работы автора.

Несомненным достоинством учебника является авторская методика психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья и практические материалы в виде конспектов групповых психокоррекционных занятий, которые могут быть использованы в практике работы с такими семьями. Автором предлагаются психокоррекционные приемы, направленные на преодоление стрессовых переживаний родителей детей, отражена специфика преемственности в работе разных специалистов и межведомственный подход, раскрыты особенности воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В приложения включены практические материалы, необходимые специальному психологу при осуществлении психокоррекционной работы с семьей ребенка с нарушениями в развитии. Впервые книга была издана в 2007 г. под названием «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии».

Учебник состоит из теоретического и практического разделов, а также приложений.

Теоретическая часть включает пять глав.

В первой главе раскрыты предпосылки к формированию нового направления в специальной психологии - психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включающие исторические, философские и психотерапевтические истоки.

Во второй главе дано описание теоретических и нормативно-правовых основ психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сформулированы цели, задачи и принципы деятельности специалистов в работе с семьей данного типа.

Третья глава раскрывает особенности коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах. Показана специфика деятельности различных специалистов, оказывающих помощь семьям детей с ограниченными возможностями в системе ранней помощи, в дошкольных и школьных, массовых и специальных образовательных организациях. Автор предложил модель организации Службы психологической помощи семьям воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Четвертая глава описывает особенности дисгармоничного семейного воспитания детей с нарушениями в развитии, раскрывает содержание принципов адекватного семейного воспитания и модели «сотрудничество».

Авторская методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, описана в пятой главе. В ней изложены техники психологической коррекции в работе с детьми и взрослыми, индивидуальный и групповой подходы в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Контрольные вопросы и задания завершают каждую из глав.

Три практикума в виде конспектов групповых психокоррекционных занятий составляют практическую часть учебника: «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья», «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа я - дружная семья», «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте макросоциального взаимодействия». Практикумы завершаются списком литературы для специалистов и родителей.

В приложении представлены материалы, которые рекомендуется использовать в практической работе с семьями (документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специальных учреждений).

Материалы учебника позволяют сформировать у студентов-бакалавров необходимые профессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)».

Список литературы

1. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст]: монография / В.В. Ткачева. - М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. - 194 с.

2. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи [Текст]: монография / В.В. Ткачева. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 131 с.

3. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / В.В. Ткачева // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: монография. - М.: Издательство «Спутник +», 2014. - 215 с.

4. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. - Серия (Специальная психология). - М.: Книголюб, 2007. - 144 с.

5. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. - Серия (Специальная психология).- М.: Книголюб, 2008. - 144 с.

6. Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития [Текст] // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Ткачева; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - С. 280-290, 313-315

7. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / В.В. Ткачева.- М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2006. - 320 с. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология».

8. Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: методич. пособие // В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

9. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / В.В. Ткачева. - М.:АСТ; «Астрель», 2007. - 318 с. - (Высшая школа).

10. Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Гл. 7 [Текст] / В.В.Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2011, 336 с. - (Серия «Бакалавриат»). - С. 277-311.

11. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование [Текст] / В.В.Ткачева. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. - 152с. + СД диск (Специальная психология).

12. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. для студ. учрежд. высш. образования / В.В.Ткачева [и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - М.: Академия, 2014. - 272 с. - (Серия «Бакалавриат»).

Войти или Создать
* Забыли пароль?