Россия
Цель статьи — представить опыт разработки фонда оценочных средств для сопровождения базовой графической подготовки студентов. Рассматриваются организационно-методические аспекты создания фонда оценочных средств дисциплины и разработка процедур контроля ожидаемых результатов предметного обучения. Гарантия качественного обучения тесно связана с качественным оцениванием его результатов. В силу этого требуется разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, профессиональных и общекультурных компетенций. Мониторинг образовательных результатов необходимо организовать на всех стадиях образовательного процесса, в рамках каждого предметного обучения. Планируемые результаты предметной подготовки формулируются как ожидаемые и измеряемые достижения обучаемых на языке знаний, умений, владений. Авторы на примере базовой графической подготовки студентов, осуществляемой на младших курсах технических вузов, обсуждают опыт разработки фонда оценочных средств дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика». Оценка качества предметного обучения включает текущий и рубежный контроль, а также промежуточную аттестацию по дисциплине. Текущий контроль пред- ставляет собой непрерывную проверку усвоения учебного материала, который осуществляется преподавателем на протяжении всего курса обучения. Рубежный контроль (по модулю дисциплины) проводится деканатом. Промежуточный как итоговый контроль освоения дисциплины (или ее раздела) осуществляется в рамках сессионной аттестации студентов. В работе приведены используемые в рамках базовой графической подготовки формы контроля, а также разработанные критерии и индикаторы их оценивания. Приводятся примеры используемых процедур контроля. Наряду с известными оценочными технологиями, зарекомендовавшими себя как наиболее успешные, используются и нетрадиционные, оценивающие, например, «метод проектов» или освоение новейших компьютерных технологий. Объективная оценка качества будущих специалистов необходима для построения эффективно управляемого образовательного процесса. Количественная и качественная стороны оценки на каждом этапе реализации образовательной программы позволяют оценить итоговое качество сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.
геометро-графическая подготовка, фонд оценочных средств, учебная дисциплина, формы и виды контроля, критерии и индикаторы оценивания.
1. Александрова Е.П. О создании учебно-методического комплекса для сопровождения графической подготовки студентов [Текст] / Е.П. Александрова [и др.] // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 29-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/1216.
2. Анисимова М.А. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций [Текст] / М.А. Анисимова, И.А. Бляхеров, А.В. Масленников, А.В. Моржов // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 106-112.
3. Безбородова С.В. Историко-педагогические предпосылки развития технологий учебного процесса в образовательном учреждении [Текст] / С.В. Безбородова. - URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2.html (дата обращения: 11.05.2016).
4. Бурмистрова Н.А. Мониторинг образовательных результатов при обучении математике в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.А. Бурмистрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 2. - С. 3-8.
5. Вербицкий А.А. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность [Текст] / А.А. Вербицкий, Е.Б. Пучкова // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 33-44.
6. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - C. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
7. Гитман Е.К. О концепции разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 46-54.
8. Глубокова Е.Н. Фонды оценочных средств в структуре учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров [Текст] / Е.Н. Глубокова // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А. И. Герцена): сб. материалов междунар. науч. конф., 3-4 окт. 2013 г. - СПб., 2013. - Ч. 3. - С. 243-247.
9. Данилов А.Н. Методические рекомендации по разработке и использованию фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине [Текст] / А.Н. Данилов [и др.]. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 37 с.
10. Дворкович В.П. Методология и технологии современного образования [Текст] / В.П. Дворкович, В.Ф. Федоров // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 1. - С. 10-17.
11. Девисилов В.А. Инструментарий квалиметрии компетенций и диагностики знаний на примере ноксологических компетенций и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / В.А. Девисилов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 1. - С. 3-12.
12. Емельянова И.Н. Формирование и оценка качества профессионального образования в контексте компетентностной модели обучения [Текст] / И.Н. Емельянова // Образование и наука. - 2015. - № 1. - С. 56-67.
13. Ефремова Н.Ф. Гарантия качества компететностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся [Текст] / Н.Ф. Ефремова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - С. 1161-1166.
14. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание: методическое пособие [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Национальное образование, 2012. - 415 с.
15. Ибрагимов Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения [Текст] / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее образование в России. - 2016. - № 1. - C. 43-52.
16. Кабанова Т.А. Компетентностно ориентированные оценочные средства: проблемы разработки и реализации в условиях перехода на ФГОС ВПО [Текст] / Т.А. Кабанова, В.А. Новиков. - URL: www.ksu.ru/conf/ek2010/sbornik/41.doc (дата обращения: 11.05.2016).
17. Кадыкова Н.С. Реформирование оценок геометро-графических знаний [Текст] / Н.С. Кадыкова, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 52-53. - DOI:https://doi.org/10.12737/475.
18. Караваева Е.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Текст] / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 18. - Вып. 12. - С. 155-162.
19. Мартыненко О.О. Мониторинг формирования компетенций как важнейший инструмент управления образовательным процессом [Текст] / О.О. Мартыненко, Е.В. Садон // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 1. - С. 42-49.
20. Матушкин Н.Н. Роль междисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компетентностную парадигму [Текст] / Н.Н.Матушкин, И.Д. Столбова // Инновации в образовании. - 2010. - № 11. - С. 5-17.
21. Полупан К.Л. Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалиста [Текст] / К.Л. Полупан // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. - 2012. - Вып. 11. - С. 41-45.
22. Понятие технологии обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.plam.ru/pedagog/pedagogika/p42.php (дата обращения: 11.05.2016).
23. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367.
24. Сальков Н.А. Дистанционное обучение графическим дисциплинам. Тестирование. Анализ ситуации [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - C. 7-14. - DOI:https://doi.org/10.12737/8292.
25. Столбова И.Д. Инструментарий оценивания результатов образования при компетентностном подходе / И.Д. Столбова, А.Н. Данилов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 24-30.
26. Столбова И.Д. Метод проектов в организации графической подготовки [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Высшее образование в России. - 2015. - № 8-9. - C. 22-31.
27. Столбова И.Д. Об обеспечении качества предметного обучения студентов технического университета [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 4. - C. 27-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/17348.
28. Столбова И.Д. Организация разработки рабочих программ дисциплины при уровневой графической подготовке студентов [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, М.Н. Крайнова // Инновации в образовании. - 2014. - № 4. - С. 96-107.
29. Усанова Е.В. Формирование базового уровня геометрографической компетентности у будущих специалистов в области техники и технологии [Текст] / Е.В. Усанова: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2016. - 24 с.