АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АРТЕФАКТ-ПЕДАГОГИКУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы связи сетевых педагогических сообществ и артефакт-педагогики. Авторы уделяют внимание метапредметному смыслу взаимодействия педагогов в сетевых педагогических сообществах.

Ключевые слова:
сетевые педагогические сообщества, артефакт-педагогика.
Текст

Одним из ключевых направлений развития современной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов является персонализация образовательных услуг. При этом под персонализацией услуг мы по нимаем не просто адаптацию предлагаемых педагогам образовательных программ к их потребностям, но активное участие педагогов в конструировании собственной образовательной программы в форме некоторой ориентационной карты своих профессиональных знаний, в соответствии с которой далее должна выстраиваться персональная образовательная программа педагога как набор образовательных модулей. Однако необходимой психологической предпосылкой такого конструирования является развитие субъектности педагога. Именно благодаря субъектности учитель может реально выстроить свою собственную образовательную программу.

Как показывает анализ подходов к понятию «субъектность» [2], все они сводятся к пониманию субъектности как «…способности индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» [7]. Быть автором, сценаристом и режиссером своей собственной жизнедеятельности — такова сущность субъектности. Исходя из этого, субъектность педагога мы определяем как одну из ключевых профессиональных компетенций, которую в общем виде можно описать как способность учителя самому обеспечивать свое профессиональное развитие, т. е. организовывать его как саморазвитие. Уровень педагогической субъектности — это мера или степень способности педагога изменять свою профессиональную деятельность. Очевидно также, что педагогическая субъектность — это система когнитивных, эмоциональных и личностных характеристик педагога, а не отдельно взятое качество индивида.

Список литературы

1. Глобальная школьная лаборатория ГлобалЛаб, сайт сетевого детско-взрослого сообщества [Электронны й ресурс]. - URL: https://globallab.org/ru/

2. Латур Б. Об интеробъектности [Текст] / Б. Латур // Социология вещей: сборник статей; под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 392 с.

3. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности [Текст]. - Т. XXV. - Эпистемология & Философия науки. - 2010. - № 3.

4. Пат аракин Е.Д. Моделирование развития сообщества практики в информационной среде школы на основе данных учебной аналитики. Эмиссия. Оффлайн. Электр онный научный журнал. ISSN 1987-8588. 2015 г. Том 2 (Методическое приложение) [Электронный ресурс] / Е.Д. Патаракин, Б.Б. Ярмахов, М.А. Смирнова. - URL: http://met.emissia.org/offline/2015/met034_files/met034.pdf

5. Реформа инновационной системы США. От STEM к STEAM-образованию // Сайт научного журнала Alma Mater (Вестник высшей шко лы) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.almavest.ru/ru/

6. Рождественская Л.В. Клуб как место для образования. Часть 3: Педагогический клуб сетевого взаимодействия // Авторский блог на портале «Образовательная галактика Intel» [Электронный ресурс]. - URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&;blogid=8&showentry=5716

7. Саппэс П. Образование и вычислительные машины [Текст/ П. Саппэс // Информация; под. ред. А.В. Шилейко.- М.: Мир, 1968. - С. 165.

8. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/106-7475

9. STEAM-образование в России // Сетевое виртуальное сообщество педагогов естественнонаучных дисциплин, математики, ИКТ, робототехники и научно-технического творчества [Электронный ресурс]. - URL: https://plus.google.com/u/0/communities/112772614174573915788?cfem=1

10. Фритьоф К. Паутина жизни [Текст] / К. Фритьоф. - К.: София; М.: ИД «София», 2003. - 336 с.

11. Desmos: онлайн-сервис, который позволяет создавать графики по формуле функции [Электронный ресурс]. - URL: https://www.desmos.com/calculator

12. Engle W. UBC MOOC Pilot: Design and Delivery. Vancouver, BC: University of British Columbia, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://flexible.learning.ubc.ca/files/2014/09/MOOC-Report.pdf

13. Geogebra: сайт международного сообщества пользователей программы динамической геометрии Geogebra [Электронный ресурс]. - URL: http://geogebra.org/

14. Piccassohead: online-конструктор графических композиций на основе элементов картин Пикассо [Электронный ресурс]. - URL: http://www.picassohead.com/index.html

15. Pinterest: социальный интернет-сервис, фотохостинг, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн-изображения и помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pinterest.com/

Войти или Создать
* Забыли пароль?