Таганрог, Россия
Таганрог, Ростовская область, Россия
В работе изучены личностные особенности и способности молодых людей, составляющие дескрипторы успешной предпринимательской деятельности. Выявленная факторная структура эмпирической модели личностных типов потенциальных предпринимателей проявляется в особенностях интенциональности к предпринимательской деятельности и является дескриптором разных предпринимательских способностей. Были обнаружены три группы людей с разными способностями к предпринимательской деятельности с разным прогнозом успешности ведения частного бизнеса. Различный прогноз успешности их деятельности обусловлен составом дескрипторов: коммуникативными способностями, мотивацией, склонностью к принятию ответственных решений, умением идти на риск. В работе показано, что дескрипторный состав способностей к предпринимательской деятельности отражает значимую прямую связь между мотивационным комплексом и типом личности потенциальных предпринимателей: чем более выражен потенциал к самостоятельному ведению бизнеса, тем более развиты предпринимательские способности и выше внутренняя мотивация, заинтересованность в деятельности с точки зрения саморазвития, становления себя как профессионала.
предпринимательская деятельность, дескрипторы, структура способностей, потенциальные предприниматели, успешность деятельности.
Высокий интерес к предпринимательству и малому бизнесу проявляется на уровне правительств и стран по всему миру. Поддержка предпринимательства со стороны государства и федеральных субъектов, безусловно, приводит к росту интереса молодых людей к созданию и развитию своего бизнеса (его демонстрирует около 90% молодежи) [4]. Однако только 54% опрошенных выражают желание, готовность заниматься своим бизнесом, из них лишь 20% респондентов надеются стать предпринимателями, а реальный интерес и конкретные действия к собственно предпринимательской карьере обнаруживает только 16% участников исследования [4]. При этом людей, пытающихся реализовать свой бизнес, активно участвующих в проектах и грантах по поддержке предпринимательства, в разы меньше. Таким образом, обнаруживается противоречие между наличием внешних, объективно благоприятных условий развития бизнеса и реализацией (а точнее, ее отсутствием) реальной предпринимательской деятельности конкретными людьми. Данное противоречие дает возможность предположить, что работа с предпринимательским ресурсом должна вестись не только с опорой на внешние объективные факторы и создание условий для развития малого и среднего бизнеса (что конечно же немаловажно), но и с учетом субъективных, психологических детерминант. В этой связи внимание научного сообщества должно быть обращено на те субъективные (психологические) факторы, которые могут выступать дескрипторами успешной предпринимательской деятельности, способствующей развитию региона и страны. В связи с этим актуальным направлением исследования является изучение дескрипторов успешной предпринимательской деятельности, представленных совокупностью индивидуально-личностных особенностей и способностей к предпринимательству, что обеспечит возможность развития и становления человека как предпринимателя, его устойчивость и способность к адаптации к изменяющимся условиям экономической и социальной среды.
1. Белова Е.В. Психологические особенности личности успешных предпринимателей [Текст] / Е.В. Белова // Вестник СПбГУ. - 2010. - Вып. 2 - С. 200-205.
2. Богданова М.В. Детерминанты успешности российского предпринимателя [Текст] / М.В. Богданова, Э.З. Омаров // Вестник ТюмГУ. - 2008. - № 5. - С. 134-141.
3. Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя [Текст] / О.И. Витковская // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 23-26.
4. Джанерьян С.Т. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности [Текст] / С.Т. Джанерьян, И.А. Солдатова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 2. - С. 12-17.
5. Жерелина Л.Н. Психологические особенности личностной структуры российских предпринимателей [Текст] / Л.Н. Жерелина // Акмеология. - 2011. - № 4. - С. 121-124.
6. Кибальченко И.А. Структурные особенности предпринимательских способностей [Текст] / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1999-2004.
7. Кибальченко И.А. Оценка личностных ресурсов потенциальных предпринимателей [Текст] / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практической конференции (8-10 октября 2015 г.) // Ч. 3: симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности»; под общ. ред. Т.Н. Банщиковой, В.И. Морасановой, Е.А. Фоминой. - Кисловодск-Москва: ТЭСЭРА, 2015. - С. 114-118.
8. Baron R.A. Psychological perspectives on entrepreneurship: cognitive and social factors in entrepreneurs success // Current Directions in Psychological Science, 2000. no. 9(1), pp. 15-18.
9. De Hoyos-Ruperto M., Romaguera J.M., Carlsson B. & Lyytinen K. Networking: A Critical Success Factor for Entrepreneurship // American Journal of Management, 2013. no. 13(2), pp. 55-72.
10. Kalkan M. & Kaygusuz C. The Psychology of Entrepreneurship. INTECH Open Access Publisher. 2012.
11. Exakusto T.V., Kibalchenko I.A., Kompaniets V.S. Personality Profiles of Young People-Potential Entrepreneurs // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol. 6. No. 3. P. 2; May 2015. - Pp. 640-649.