УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены основные задачи современного менеджмента и требования к менеджерам. Описаны основные задачи менеджмента как науки. На основе сравнительной характеристики этапов развития управленческой науки изложены условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки управления.

Ключевые слова:
условия, факторы, возникновение, развитие, менеджмент.
Текст

Современная экономика предъявляет к квалификации менеджеров высокие требования. Важнейшей функцией менеджмента предприятия является разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии, включая организационные, технические, технологические перемены. Первостепенными задачами менеджера становятся создание организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.

В указанных условиях важнейшим фактором успеха становится как подготовка менеджеров, так и непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей: высокопрофессиональных, компетентных в широкой области экономических, социальных и технико-технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за конечный результат.

Говоря о менеджменте как о науке управления социально-экономическими системами, мы традиционно ищем ответы на вопросы:

  1. Что является предметом изучения в менеджменте? - Организация.
  2. Где происходят события, определяющие успех управления? - Внутренняя и внешняя среда.
  3. Чем обеспечивается процесс управления? - Принципы, функции и экономические механизмы.
  4. Кем реализуются процесс управления? - Менеджеры и персонал организации.
  5. Как реализуются технологии управления? - Выработка целей, принятие и реализация управленческих решений, формирование обеспечивающих связующих процессов.
  6. Откуда берет свои истоки современная наука управления? - Исторические этапы, концепции и школы менеджмента.
  7. Куда движется наука управлять? - Возможные и вероятные перспективы менеджмента.

Таким образом, менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием (фирмой), действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, функции, методы, организационные структуры менеджмента как системы управления порождены объективной необходимостью, сформированной закономерностями рыночных отношений хозяйствования, характеризующихся ориентацией фирмы на:

  • спрос и потребности как рынка в целом, так и на запросы индивидуальных потребителей;
  • обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах;
  • широкое использование новейших научно-технических достижений;
  • регулирование межорганизационных отношений.

Характерными чертами менеджмента является его направленность на рациональное ведение хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, сочетание долгосрочной стратегии развития фирмы с быстрой оптимальной адаптацией фирмы к изменению текущих рыночных условий.

В соответствии с объективными требованиями развития производства и реализации продукции, ускорением научно-технического прогресса, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании функциональных, эксплуатационных, экономических и других характеристик продукции возникает необходимость постоянного совершенствования менеджмента в фирмах. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы, требуют перераспределения функций управления по уровням ответственности, формам взаимодействия и т.д.

Таким образом, система управления, отвечающая перечисленным требованиям и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

Определение условий и факторов возникновения и развития менеджмента как науки управления явилось итогом обобщения предыдущих исследований в области общего и прикладного менеджмента [1-24].

По уровню научной обоснованности управления этапы развития управленческой науки представляют собой цепочку из трех звеньев: «практика (до н.э.) - рационализация (до ХХ в. н.э.) - научная систематизация (с ХХ в. н.э.)». В этом и заключается отличие этапов развития управленческой науки по уровню научной обоснованности управления.

Организация процессов управления существовала всегда. Но ее характер и структура на различных этапах развития управленческой науки имеют существенные различия. Сравнительная характеристика выделяемых этапов развития управленческой науки по вопросам организации управления приведена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика этапов развития управленческой науки по вопросам организации управления
Признак организации   Этап развития управленческой науки
Практика (до н.э.) Рационализация (до ХХ в. н.э.)   Научная систематизация (с начала ХХ в. н.э.)
Характер организации Административный, соответствующий рабовладельческому строю Административный, переходный, рыночный Рыночный
Масштабы организации Незначительное число крупных организаций, преобладание средних и малых Преобладание средних и мелких организаций Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций
Сфера деятельности Преимущественно земледелие Преимущественно ремесленничество Преимущественно промышленное производство, предоставление услуг
Иерархическая структура организации Многоуровневая Преимущественно двухуровневая Разноуровневая
Количество руководителей Большое число руководителей среднего и низшего уровня Небольшое число руководителей среднего звена Большое число руководителей различного уровня
Специализация управленческой деятельности Определялась властными полномочиями в рамках административной структуры Определялась направленностью ремесленнической деятельности, но управление еще не выделялось в самостоятельную профессию Наличие четких управленческих функций, групп и управленческих должностей
Принципы формирования руководства Занятие руководящих постов по праву рождения (наследства) или захвата (завоевания) власти силой Занятие руководящих постов на основе имущественных прав Занятие руководящих постов на основе признания компетенций (знаний, умений и навыков) будущих руководителей в соответствии с законодательством
Доля специалистов, способных эффективно принимать важные управленческие реше Способности принимать эффективные управленческие решения обучено малое число людей Способности принимать эффективные управленческие решения обучено недостаточное число людей Большое число людей, специально обученных искусству принимать эффективные управленческие решения
Принцип принятия решений Упор на приказы, основанные на интуиции и (или) логике Опора на выбор известных вариантов решений и (или) их рационализацию Опора на научное обоснование принимаемых решений
Стиль руководства Авторитарный Распорядительный, с элементами совещательности Сотрудничество

 

Основным условием возникновения и развития управления, как в первом (практика управления), так и во втором периоде (рационализация процессов управления), является общественное разделение труда, требующее координации усилий людей различных профессий для организации с целью эффективного достижения общей цели.

Основным фактором возникновения и развития менеджмента, безусловно, является стремление обеспечить желаемый уровень управляемости организации как системы, в которой должна быть обеспечена необходимая теснота связей управляющих воздействий и управляемых факторов. Так, в Московском государстве XVII в. у городских казаков и стрельцов, имевших сотенную организацию, существовала низшая руководящая должность десятника. Следом в иерархии шли пятидесятники и сотники. При этом командная должность сотника существовала в русской армии с IX по XIX в. В 1550 г. царь Иван Грозный для совершенствования системы управления государством принял решение отобрать лучшую тысячу и привлечь лучших управленцев на государственную службу выдачей вотчинных земель. В 1552 г. была составлена Дворцовая тетрадь, куда были вписаны 4 тыс. человек, приближенных ко двору для управления государством [13].

В хозяйственной жизни должность десятника означала руководство партией рабочих, состав которой зависел от сложности рода работ. Так, если при производстве земельных работ под началом десятника могло быть и более ста рабочих, то при производстве работ по строительству кораблей под началом десятника было не более десяти рабочих. К десятнику уже предъявлялись требования современного менеджера.

Во-первых, он должен был хорошо знать тонкости конкретного ремесла. Неслучайно десятников обычно назначали из числа опытных рабочих, отличающихся знанием дела. Во многом именно это качество определяло авторитет десятника.

Во-вторых, десятник должен был хорошо знать индивидуальные способности каждого своего рабочего, поскольку на нем лежала обязанность распределять рабочих наилучшим образом для максимального успеха работ. При этом десятник более сложные индивидуальные задания давал рабочим «первой руки» (мастерам), а более простые - «второй руки» (подмастерьям).

В-третьих, десятник должен был владеть общей грамотностью, поскольку именно он ведет первичный учет отработанных каждым рабочим дням и осуществляет расчет с рабочими, находящимися на условиях сдельной оплаты труда, принимая их работу.

В-четвертых, десятник, помимо хорошего поведения, должен обладать сметливостью, т.е. умением оперативно принимать верные решения в сложных (нештатных) условиях, и стремлением вместе с практическими сведениями, приобретаемыми непосредственно на работах, получать более систематические теоретические знания как по своему ремеслу и смежным специальностям, так и по управлению в целом.

Именно последнее обстоятельство явилось своеобразным мостиком от чистой практики управления к управлению как науке.

Основные причины превращения управления в науку - промышленная революция конца XIX в. в Великобритании, Франции и Германии, в результате которой появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Причины такого парадокса, на взгляд автора, заключаются в следующем [13]:

  • в конце XIX в. в США иммигрировало большое число людей. Увеличение населения означало повышение потребительского спроса: новоприбывшим потребовались товары и услуги. В связи с этим резко усложнился бизнес, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы могли быстро насыщать рынок товарами. В этих условиях и возникла потребность в высококлассных специалистах, способных управлять разрастающимися структурами бизнеса;
  • США активно поддерживалась идея образования для всех работников. В результате появилось много высокообразованных и способных специалистов, способных заниматься сложными видами деятельности;
  • в США по сравнению со странами Европы государственное регулирование бизнеса не было доминирующим. Следовательно, размеры предприятий быстро росли, и задача централизованного управления в формирующихся компаниях возникала сама собой. Иными словами, именно практика потребовала больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента, начало управления как науки было положено в 1886 г., когда бизнесмен Гентри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист» [25]. В этом докладе автор обращал внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен понимать, в какие экономические затраты выльется та или иная идея, какие организационные проблемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реализации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и знаниями экономики, а также психологии и других наук, чтобы эффективно управлять производственными процессами. При этом стоит обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополнительные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-летнего американца, работавшего тогда инженером и активно боровшегося с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать научное управление, писать статьи. Впоследствии Ф. Тейлор преподавал в университете, написал две книги: «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления» [26]. Основное внимание он уделял цеховому уровню управления и совершенствованию приемов ручного труда [27], включая методы контроля точности размеров с помощью калибров.

Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива - поощрение», а единство четырех принципов:

  1. выработка научных основ производства;
  2. научный подбор рабочих;
  3. научное обучение и тренировка рабочих;
  4. тесное дружественное сотрудничество администрации с рабочими.

Особое внимание было уделено хронометражу, рационализации приемов ручного труда, системе точных заданий, стандартизации орудий и инструментов, введению инструкционных карточек для рабочих. Развивая принцип «инициатива - поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип кнута и пряника, предложив оплачивать труд в зависимости от производительности труда работников [13].

Таким образом, считается, что Ф. Тейлор первым сумел ответить (хотя и всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.

Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:

  • объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Большое влияние на выделение управления в самостоятельную науку сыграл тот факт, что конец XIX - начало XX в. (пик III технологического уклада) ознаменовался выдающимися открытиями в области физики и химии, биологии и психологии. Этот период был богат и колоссальным по масштабам внедрением научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации и автомобилестроения, промышленной химии и многих других направлений [28]. Все это и предопределило актуальность общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления применительно к социально-экономическим системам.

Войти или Создать
* Забыли пароль?