В статье показаны неблагоприятные факторы, влияющие на условия работы транспортной техники на открытых карьерах Крайнего Севера. Приведена статистика их отказов из-за разрушения несущих узлов. Образование трещин в рамах автосамосвалов большой грузоподъемности происходит, в основном, по усталостному механизму в местах концентрации напряжений. Имеется различие в пробеге до появления трещин для самосвалов БелАЗ-75306 и БелАЗ-75131. Их надежность ниже, чем другие зарубежные аналоги. Трудоемкость ремонтных работ вдвое превышает трудоемкость ремонта самосвалов аналогичной грузоподъемности. Приведены основные требования к сварным соединениям при их ремонте.
большегрузные автосамосвалы, ресурс, открытый карьер
1. Квагинидзе В.С. Эксплуатация карьерного и горнотранспортного оборудования в условиях Севера. - М.: Изд-во Московского гос. горного университета, 2002. - 243 с.
2. Квагинидзе В.С., Петров В.Ф., Чупейкина Н.Н. Восстановление металлоконструкций горнотранспортного оборудования: учебное пособие для вузов. - М.: Горная книга, 2007. - 497 с.
3. Слепцов О.И., Шульгинов Б.С., Михайлов В.Е., Сивцев М.Н., Слепцов Г.Н. Повышение прочности сварных металлоконструкций горнодобывающей и транспортной техники в условиях Севера. - Новосибирск: изд-во СО «Наука», 2012. - 201с.
4. Слепцов О.И., Шульгинов Б.С., Михайлов В.Е. Сопротивляемость усталости сварных соединений несущих конструкций горнодобывающей техники в условиях низких температур // Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Сварка и безопасность». ФГБУН «Институт физико-технических проблем Севера СО РАН. 2012. С. 206-212.
5. Слепцов О.И., Михайлов В.Е., Петушков В.Г. [и др]. Повышение прочности свар-ных конструкций для Севера. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989. - 223 с.
6. Предко А.В., Грицук Ю.В., Грицук И.В., Волков В.П. Мониторинг, диагностирование и прогнозирование параметров технического состояния транспортных средств в условиях ITS //Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. 2015. Т. 2. № 1. С. 126-131.
7. Михайлов В.Е., Слепцов Г.Н., Адамов Р.Г., Эверстов М.М. Исследование сварных соединений на сопротивляемость холодным трещинам материалов рам горнодобывающей техники // Труды Евразийского симпозиума по проблемам надежности материалов и машин для регионов холодного климата пленарные доклады 1-3 декабря 2014 г. - СПб.: изд-во Политехн. ун-та. 2014. С. 443-450.
8. Ларионов В.П., Слепцов О.И., Михайлов В.Е. Основные аспекты обеспечения технологической прочности сварных соединений // Сварка и проблемы вязко-хрупкого пере-хода / Ларионов В.П. и др. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 1998 - С.318-337.
9. Михайлов В.Е. Технологическая прочность низколегированных высокопрочных сталей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сварка и безопасность». - Якутск, 2012. - Т. 1. - С. 218-224.
10. Михайлов В.Е. Развитие холодных трещин при испытании технологических проб и малогабаритных образцов // Сб. Докл. II-я Международная научная конференция «Инновационная деятельность предприятий по исследованию, обработке и получению современных материалов и сплавов», 24-25 ноября 2011г., В 2 т., Т.2. М.: Машиностроение, 2012. - С.579-590.
11. Mikhailov V.Ye. Development of plastic strain in delayed fracture of welded joints from a low-alloy high-strength steel // Metal Science and Heat Treatment. 2014. Т. 55. № 11-12. P. 680-682.
12. Михайлов В.Е., Слепцов О.И. Эффективность методов повышения работоспособности несущих узлов горнотранспортной техники в условиях низких температур. // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 4 (2). Тематический выпуск.- С.519-521.