КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Благодаря созданию территориально-производственным кластерам можно реализовать конкурентный потенциал территории. Создание в регионе кластера приводит к повышению конкурентоспособности региона. С помощью кластерного подхода туристический кластер может быть конкурентоспособным, так как кластерный подход используется как основа развития крупного и малого бизнеса.

Ключевые слова:
кластер, туристический кластер, конкурентоспособность, кластерная политика, кластерный подход, экономика, регион
Текст

В последнее время, в региональной экономике, все чаще используется понятие кластер, как продукт действия рыночной экономики, так как там точно проявляются экономические циклы. Регионы России должны обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности населения, а именно, это вопросы, касающиеся развития регионов и улучшения социально-экономических показателей. В качестве решения этой проблемы, одним из лучших вариантов - создание сети территориально-производственных кластеров, благодаря которым можно реализовать конкурентный потенциал территории. 

Конкуренцию между кластерами можно определить как «соперничество между регионами, обусловленную совокупностью экономических, социальных, научно-образовательных, экономико-географических, информационных, институциональных, геополитических и иных факторов, за привлечение определенных видов ресурсов, товаров, услуг, капитала, инвестиций, населения [3].

В концепции Федеральной отраслевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 гг.)» применяется следующее понятие кластера в сфере туризма «туристско-рекреационные кластеры – группы экономически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки» [7].

Конкурентоспособность таких кластеров, как туристический, лучше описывать с помощью «концепций циклично-волновой методологии». Непроизводственная сфера является основой в туристической индустрии. Циклом, на основе которого формируется туристический кластер, является «цикл рекреационной индустрии».

Создание конкурентоспособного туристического кластера приводит к продвижению бренда туризма в районе, где создан кластер. «Кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития» [4].             

Майкл Портер считает, что «главная задача правительства – улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке» [1].

Создание и развитие кластеров в регионах, повышение эффективности кластерной политики способствует повышению конкурентоспособности региона и стимулирует развитие кластеров.

«Развитие кластеров, в свою очередь, стимулирует изменение социальной структуры постиндустриального общества, обусловливающее появление новых форм организационного и потребительского поведения людей. Для ответа на вопрос о том, что такое кластер, нам необходимо понять, что в силу целого ряда причин предприятия распределяются по территориям неравномерно. В некоторых регионах происходит не просто концентрация компаний, а производство дополнительных социальных благ и экономических выгод из-за их синергии и коллективных взаимодействий. В таких местах постепенно формируется территориальный кластер, представляющий собой множество конкурирующих и кооперирующихся друг с другом предприятий, компактно локализованных в определенном регионе и производящих конкурентоспособную продукцию. Последняя определяет экспортную специфику региона или специфику его межрегиональных экономических связей» [9].

Одним из опытов на мировом рынке является туристический кластер в Польше. Здравница Супрасль вместе с соседними территориями создают замкнутый комплекс, расположенный в Кнышинской Пущи, одной из прекраснейших в Польше. Кластер в своих действиях сосредоточивается на создании образа Кнышинской Пущи как привлекательного туристического места и Здравницы благодаря климату и лечебным грязевым ваннам. Кроме прекрасной природы Пуща может предложить неповторимые культурные достопримечательности и исторические объекты. Главная цель кластера – увеличение числа туристов через координацию рекламных действий, создание новых туристических продуктов и организацию обучения в области туризма. Предложение членов кластера включает: развитие пешего, конного, велосипедного, байдарочного и лыжного туризма; мультикультурное приключение, в рамках которого предприятия, объединенные в кластер предлагают продукты, связанные с традициями народов: литовского, белорусского, татарского, немецкого, цыганского и польского [6].

Актуальной остается задача формирования и развития системы региональных туристских структур, а это является перспективным направлением не только социально-культурного, но и экономического взаимодействия [8].

Одним из таких примеров является туристический кластер в Смоленской области. Кластер объединяет шесть районов – Угранский, Гагаринский, Новодугинский, Дорогобужский, Тёмкинский и Вяземский, в так называемый - Восточный туристский кластер Смоленской области. Эти районы Смоленской области исторически связаны друг с другом транспортными путями. Вяземский район является центром туристического кластера, где уже сложилась инфраструктура и культурные объекты, которые могут заинтересовать туристов. Приезжающие, таким образом, будут видеть больше достопримечательностей и культурно-исторических ценностей [2]. 

В ведомственной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» дана характеристика Вяземского района Смоленской области как региона, обладающего огромным туристским потенциалом для формирования и развития разных видов туризма. Этому способствует богатство региона на исторические события, что создает необыкновенную базу для создания туристских продуктов по различным тематическим направлениям. Наличие уникальных памятников культурного наследия делает нас причастными к истории России [10].

Мероприятия, выполняющиеся в программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» привлекли внимание туроператоров к центру туристического кластера – Вяземскому району. Перспективными местами для туристов являются Исторический туризм – город Вязьма, так как это столица государства царя Алексея Михайловича Тишайшего, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война, полет Гагарина; посещение мест Великих людей, таких как Гагарин, Грибоедов, Есенин, Твардовский; религиозный туризм и паломничество; туризм катастроф – это мемориальный комплекс «Катынь»; активный туризм, например, как круиз по Днепру на стругах или плотах.

Основные потребители продукции кластера – российские и зарубежные туристы. С точки зрения зарубежных туристов особое внимание следует уделить представителям стран, с которыми было больше войн и конфликтов – Польша, Франция, Германия. Например, в 2010 году был дан старт нескольким проектам и созданы мероприятия, которые смогли стать традиционными, привлекая тысячи россиян и гостей ближнего и дальнего зарубежья [2].

Таким образом, туристический кластер в Смоленской области перспективный, так как присутствует историческая предпосылка и уникальность природных ресурсов в шести районов, которые объединены в Восточный туристический кластер Смоленской области. 

Одним из достоинств кластерного развития является выделение структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где «кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития» [4].

Туристический кластер в России может быть конкурентоспособным при условии, что изменится система управления в этой сфере и на смену старым методам придут современные технологии управления. К одним из новых технологий относится кластерный подход.

Кластерный подход — это не очередная мода или легкое увлечение. Это серьезный инструмент государственного и социального управления, который, по мнению многих авторитетных экспертов и успешных управленцев, может стать основой формирования современной промышленной политики не только в нашей стране, но и в мире [9].

Кластерный подход используется также и при разработке программ регионального развития, как основа стимулирования инновационного развития и как основа взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Развитие туристско-рекреационного бизнеса России обусловлено следующими основными макроэкономическими предпосылками: российская экономика мучительно ищет выход из гипертрофированной сырьевой зависимости и нуждается в диверсификации своей структуры; российское государство крайне заинтересовано в развитии инновационной экономики и тех ее отраслей, которые отличаются низкой материалоемкостью и энергоемкостью, отраслей с высокой удельной добавленной стоимостью продукции, демонстрирующих высокую рентабельность; государство постоянно в число своих приоритетов включает развитие малого и среднего бизнеса и пытается выработать меры по его поддержке и созданию благоприятных условий для его деятельности [5].            

Туристический кластер осуществляется с усилиями структур, создающих туристический продукт, и соответственно, предоставляет услугу туристам. Ядром туристического кластера является достопримечательности, транспорт, жилье, где производители или поставщики этих услуг, подключают компании, которые способны привлечь внимание туристов на различные инфраструктурные объекты такие как, музеи, развлекательные центры. Эти услуги непосредственно приобретаются через турагентства или включаются в стоимость турпакета. Турагентства, несмотря на конкуренцию с Интернетом, остаются ключевыми распространителями на рынке туризма. 

Таким образом, благодаря созданию территориально-производственных кластеров можно реализовать конкурентный потенциал территории. Создание в регионе кластера приводит к повышению конкурентоспособности региона, а создание туристического кластера приводит не только к повышению конкурентоспособности, а также к продвижению и развитию бренда туризма в этом регионе. С помощью кластерного подхода туристический кластер может быть конкурентоспособным, так как кластерный подход используется как основа развития крупного и малого бизнеса и при разработке программ развития региона. Развитие кластеров в России будет приводить к положительному эффекту, что приведет к улучшению жизнедеятельности населения, благоприятному развитию регионов и улучшению социально-экономических показателей. Туристический кластер, который будет иметь управление, квалификационные, производственные и финансовые возможности, что позволит ему добиться долговременного конкурентного развития на основе устойчивого экономического роста и благосостояния населения – будет являться конкурентоспособным.    

Список литературы

1. Porter M. International competition. - M., International Relations, 1993.

2. Ананишнев, В.В. Экономический и социальный эффект перевода затрат работодателя на рабочую силу в заработную плату работника на примере авиационной промышленности / Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 12. С. 89-94.

3. Анимица, Е.Г. Конкуренция в территориальном измерении / Е.Г. Анимица // Интеграция: власть, наука, производство. 2003. № 1. С. 38-42.

4. Воронов, А. Кластерный анализ – база управления конкурентоспособностью на макроуровне / А. Воронов, А. Буряк // Маркетинг. 2003. №1. С. 12.

5. Дутова, Т.И. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 1, 2010

6. Каталог. Кластеры в Польше. Польское агентство развития предпринимательства // [Электронный ресурс] URL: http://www.pi.gov.pl/.

7. Краевая целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» на 2011–2016 гг. // [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/.

8. Пугиев, В.Г. Туризм как показатель качества жизни нации // Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. С. 23–30. (Научный альманах. Вып. 5.).

9. Тарасенко, В.В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. - Альпина Паблишер. – 2014. – С. 201.

10. Постановление Администрации Смоленской области от 05.10.2009 № 604 Ведомственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2010–2012 годы.

11. Тарасенко В.В. Три парадигмальные модели описания территориальных кластеров в экономической теории // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 235-238.