ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные особенности межкультурного общения преподавателя вуза, в частности, преподавателя русского языка как иностранного с аудиторией. Делается вывод о том, что современному преподавателю вуза необходимо знать культуру и менталитет своих студентов, быть медиатором культур и транслятором русской культуры. Вопросы межкультурного взаимодействия преподавателя вуза с иностранными студентами рассматриваются на примере обучения китайских студентов. Статья интересна своими примерами, а также описанием личного опыта автора. Научный подход в статье оригинально сочетается с включением элементов педагогического эксперимента, что позволяет автору показать наиболее эффективные подходы в обучении иностранных студентов русскому языку.

Ключевые слова:
межкультурное взаимодействие, менталитет, культурный шок, аккультурация, преподаватель вуза, интимизации речи, транслятор и медиатор культур, межкультурная компетентность.
Текст

В настоящее время целесообразно акцентировать внимание на проблемах межкультурного взаимодействия в сфере образования и культуры, ибо «межкультурное образование способствует изменению поведения личности, связанному с пониманием и принятием культурно-специфических форм поведения представителей другой культуры» [11, с. 18]. В условиях интенсивного диалога и взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиваться с иными ценностями, нормами и типами поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адаптации к разной культурной среде [2, с. 5].

Современный мир определяется, по сути, «не информацией, а взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности [3, с. 6], в том числе в образовательной сфере. Взаимодействие — ключевое слово в популярных ныне терминах и понятиях «межкультурная коммуникация», «межкультурное общение», «диалог культур», по которым, однако, не выработано еще единой точки зрения. Межкультурное взаимодействие — это общение людей, представляющих разные культуры. Эффективное взаимодействие, общение основано на диалоге.

Сегодня в связи с демократизацией общества и общения востребован, прежде всего, диалог. Подчеркнем, что диалог создается на субъект-субъектных, т.е. равноправных отношениях его участников. «Быть — значит общаться диалогически» (М.М. Бахтин). Диалог необходим и в сфере образования.

Список литературы

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.

2. Верещагин Е.М. Язык и культура [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005. - 140 с.

3. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. - 2014. - № 6. - C. 4-9.

4. Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи [Текст] / Б.Н. Головин. - М., 1988. - 231 с.

5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст] / Г.В. Елизарова. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.

6. Колесникова Л.Н. Этикет. Учебное пособие для студентов [Текст] / Л.Н. Колесникова. - Орел: Труд, 1998. - 98 с.

7. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики [Текст] / Л.Н. Колесникова. - Орел: Труд, 1998. - 200 с.

8. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры: монография; в 3 т. [Текст] / Л.Н. Колесникова. - Орел: Изд-во ОГУ, 2007.

9. Колесникова Л.Н. Риторическая культура современного российского преподавателя вуза [Текст] / Л.Н. Колесникова. - Орел: Изд-во ОГУ, 2013. - 225 с.

10. Колесникова Л.Н. Лингвокультурология. Языковая личность в аспекте диалога культур [Текст] / Л.Н. Колесникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Орел: Изд-во ОГУ, 2013. - 358 с.

11. Бердичевский А.Л. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного: книга для преподавателя: методы, приемы, результаты [Текст] / А.Л. Бердичевский [и др.]; под ред. А.Л. Бердичевского. - М.: Русский язык: Курсы, 2011. - 182 с.

12. Филимонова Н.Ю. Особенности педагогического общения с иностранными студентами в российском вузе [Текст] / Н.Ю. Филимонова, Е.С. Романюк // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - Т. 3. - № 10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?