ПРОБЛЕМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В целях совершенствования организационно-управленческого механизма предупреждения и противодействия коррупции созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (в том числе на муниципальном уровне). Однако на практике выявлен ряд проблем, существенно снижающих эффективность деятельности этих комиссий. В статье проведен анализ указанных проблем и предложены рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова:
Муниципальная служба, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, конфликт интересов, коррупция, предупреждение коррупции, муниципальные служащие.
Текст

Правовое регулирование противодействия коррупции в муниципальных образованиях предполагает использование различных организационно-управленческих мер. В числе таких мер — создание специализированных антикоррупционных органов, а именно комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссии; комиссии по урегулированию конфликтов интересов), возникающих с участием муниципальных служащих. Деятельность комиссий является частью институциональной основы противодействия коррупции на муниципальном уровне.

В настоящее время комиссии по урегулированию конфликтов интересов созданы почти во всех органах местного самоуправления. Комиссии должны служить связующим звеном между муниципальным органом, в котором они созданы, и правоохранительными и контролирующими органами; они наделены серьезными полномочиями, имеют спектр средств и методов предупреждения и борьбы с коррупционными проявлениями на муниципальной службе. По сути комиссии осуществляют досудебную процедуру административного разбирательства посредством участия третьей стороны, которая может и имеет право разрешать подобную ситуацию, а также выполняют функцию механизма защиты муниципального служащего от неправомерных действий руководителя.

В муниципальных образованиях в соответствии с требованиями федерального законодательства и указов Президента РФ сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции на муниципальной службе. С учетом норм Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в муниципальных образованиях в установленном порядке приняты положения, на основании которых строится деятельность комиссий, направленная на оценку и установление фактов проявления коррупции со стороны лиц, занимающих муниципальные должности.

Ежеквартально проводится мониторинг показателей деятельности комиссий. Вопросы, связанные с их функционированием, изучаются в ходе проведения проверок реализации органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Работа комиссий становится предметом обсуждения на совещательных мероприятиях, проводимых аппаратом полномочного представителя Президента РФ по федеральному округу.

Основными вопросами, выносимыми на заседания комиссий, являются материалы или обращения, касающиеся: а) представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; б) несоблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; в) дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора; г) невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; д) обеспечения соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции.

Деятельность комиссий направлена на снижение коррупции в работе муниципальных органов и способствует повышению доверия граждан к власти. В то же время анализ практики организации и деятельности комиссий в муниципальных образованиях позволил выявить ряд проблем, связанных с их функционированием.

Список литературы

1. Астанин В. В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе) // Российская юстиция. 2009. № 2.

2. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Специфика правового регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов // Российская юстиция. 2011. № 10.

3. Организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Республики Татарстан: метод. пособие / рук. авт. кол. П. А. Кабанов. Казань, 2012.

4. Соловьев А. Служебное поведение и конфликт интересов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. № 10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?