ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ В РАМКАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПОЛИГРАФЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическому анализу предтестовой беседы при опросе с использованием полиграфа, как метода психологии. Автор предлагает рассматривать предтестовую беседу как введение в эксперимент с элементами полуформализованного направленного диагностического интервью.

Ключевые слова:
предтестовая беседа, полиграф, интервью, метод
Текст

Социально-политические, правовые и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили потребность в улучшении деятельности правоохранительных органов, что, в свою очередь, вызвало необходимость в повышении требований, предъявляемых к проходящим в них службу сотрудникам и к кандидатам на прохождение указанной службы. 

Проверка сотрудников органов внутренних Российской Федерации на соответствие предъявляемым требованиям (по личным, деловым качествам, отсутствию факторов риска) в настоящее время осуществляется с применением специальных психофизиологических исследований. Это обусловлено, прежде всего, требованиями закона. Так в части 4 статьи 35 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» [1], указано, на обязанность граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, проходить психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Одним из основных этапов СПФИ или скрининговой проверки является предтестовая беседа. Первый научный вклад в теорию беседы был сделан еще во времена Древней Греции, и связан он с именем знаменитого философа – Сократа (469-399 г. до н.э.). Именно Сократ впервые в своих беседах направлял человека, создавал ему задачу посредством вопросов, которые задавались последовательно и систематически. Данный метод получил название «Сократический». 

Изучение теоретических проблем беседы носит междисциплинарный характер. Данный метод разрабатывается в рамках социологии (С.А. Белановский), психологии (К Роджерс, И. Ялом, Дж. Бьютженталь, Е.Ю. Алешина, Р. Кочюнас и др.) педагогики (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптереф, М.И. Демков и др.) и других наук.

Важность предтестовой беседы в рамках проведения проверок на полиграфе подчеркивают известные отечественные специалисты в области полиграфных проверок (С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов; А.Н. Обухов, И.П. Обухова; В.А. Варламов, Г.В. Варломов, Н.М. Власова, И.С. Зубрилова, М.Б. Котомин и др.).

Беседа в психологии – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации [4]. Беседа является одним из методов опроса. В психологии различают три вида беседы: введение в эксперимент, экспериментальная беседа, интервью. 

С теоретической точки зрения предтестовая беседа в рамках обследования на полиграфе может быть представлена, как введение в эксперимент с элементами интервью.

Предтестовая беседа выполняет задачи подготовки обследуемого к проведению проверки на полиграфе. В этом смысле она является беседой для «введения в эксперимент». Однако в ходе предтестовой беседы полиграфолог выясняет необходимые обстоятельства (биографического характера, связанные с наличием или отсутствием у обследуемого фактов риска и т.д.) и в данном случае беседа – это интервью.

Интервью от обычного разговора отличается тем, что его содержание касается личного опыта респондента. Специфика интервью заключается в распределении ролей и обязанностей между лицом, его проводящим и респондентом. При этом интервьюер задает вопросы и слушает ответы на них, а респондент отвечает на поставленные вопросы.

В ходе беседы интервьюер вступает в непосредственное взаимодействие с опрашиваемым лицом. Это является преимуществом данного метода, поскольку для получения необходимых данных интервьюер может использовать не только информацию, содержащуюся в ответах на вопросы, но и учитывать невербальные реакции респондента. Это способствует лучшему пониманию того что респондент хочет сказать и что он стремиться скрыть. 

Классификация интервью, как метода психологии обусловлена целями его проведения: получение данных о личности респондента (диагностическое интервью), оказание психологической помощи (клиническое интервью).

В ходе предтестовой беседы полиграфолог использует диагностическое интервью, позволяющее изучить личность обследуемого. При этом полиграфолог для изучения личности использует вопросы, а также методы дистанционной диагностики, основанные на учете невербальных реакций человека. 

Различают также различные виды интервью в зависимости от степени свободы ответов на вопросы респондентов: 1) свободные, нестандартизированные, неформализованные; 2) несвободные, стандартизированные, формализованные; 3) полуфармализованные [2].

Первый вид интервью включает открытые вопросы – респондент сам формулирует ответ на данные вопросы.

Второй вид интервью включает закрытые вопросы – на такие вопросы предлагаются заранее разработанные варианты ответов, а респондент сам из этих вариантов выбирает те, которые ему подходят; виды закрытых вопросов: «да – нет»; альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов [4]. 

Третий вид интервью включает и открытые и закрытые вопросы.

Кроме того, существуют вопросы прямые – касающиеся существующей ситуации и проективные (косвенные) – касающиеся предполагаемой ситуации (например, если бы… то). Для проведения предтестовой беседы в рамках СПФИ используют прямые вопросы.

Формализованное интервью позволяет получать от каждого респондента информацию одного типа. Такие ответы можно сравнивать и классифицировать. Различия и сходства в ответах отражают различия и сходства между респондентами, а не между вопросами или их пониманием. Достоинством формализованного интервью является возможность привлекать к его проведению людей, не знакомых с тематикой опроса.

Неформализованное интервью не имеет цели получения от всех респондентов одних и тех же видов информации, а индивид не является учетной статистической единицей. Оно включает широкий круг видов опроса и не требует сопоставимости вопросов и ответов. Содержание интервью может быть для каждого респондента различным. При подготовке данного вида интервью не всегда нужно заранее готовить вопросы, а иногда они совсем не нужны. Данный метод помогает понять сущность изучаемой проблемы интуитивно, а также выявить ее непредвиденные аспекты. 

Неформализованное интервью делится на следующие виды: подготовительное (служит для подготовки к формализованному) и независимое (имеет свою исследовательскую функцию).

Для настоящего исследования актуально неформализованное подготовительное интервью. Оно помогает определить значимые компоненты вопроса (проблемы), на основе которых формируется (в нашем случае – корректируется) структура вопросника (в нашем случае – теста). Кроме того, подготовительное интервью помогает изучить словарный запас респондента, его типы реакций на вопросы, типы противодействия (реакции лжи) и т.д.   

Достоинство неформализованного интервью заключается в большой его гибкости, что обусловлено возможностью варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов. 

Различают также направленные и ненаправленные виды интервью.

Направленное интервью предполагает конкретный круг вопросов, тем, планирование процедуры опроса.

Ненаправленное интервью предполагает, что респондент сам решает какие вопросы, он будет освещать. Данное интервью нельзя заранее спланировать. Ненаправленное интервью всегда является неформализованным. Направленное интервью может быть как формализованным, так и неформализованным.

В целом, предтестовая беседа, в соответствии с указанной классификацией, представляет введение в эксперимент с элементами полуформализованного направленного диагностического интервью. Это связано с тем, что предтестовая беседа обязательно включает темы, на которые направлена проверка на полиграфе, какие вопросы будут заданы, какова будет их последовательность (формализованная направленная часть беседы). В тоже время, в ходе предстестовой беседы, целесообразно дать возможность обследуемому лицу самому рассказать о том, что будет проверяться в ходе тестирования. Данная информация может быть использована для корректировки вопросов в тесте (неформализованная направленная подготовительная часть беседы). Кроме того, в ходе предтестовой беседы полиграфолог изучает личность обследуемого с целью установления психологического и поддержания с ним коммуникативного контакта. В целом, предтестовая беседа является одним из этапов подготовки к проверке на полиграфе.

Список литературы

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» / СПС «Консультант-Плюс.

2. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие [Текст] :/ С.А. Белоновский. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

3. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» [Текст] :/ А.Н. Занковский. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

4. Словарь практического психолога [Текст] :/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?