Апатиты, Мурманская область, Россия
Санкт-Петербург, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В настоящее время металлургическая промышленность находится на этапе трансформационных изменений. Пересматривается роль металлов для современной экономики, что планомерно ведет к структурным преобразованиям на уровне промышленности. Однако новые возможности сопряжены и со значительными угрозами, связанными с высокой неопределенностью макроэкономических условий и геополитическими рисками. Необходимость обоснованного выбора вектора долгосрочного развития горно-металлургической промышленности обусловливает актуальность вопросов, связанных с системой стратегического планирования. Цель исследования состоит в определении ключевых направлений стратегического планирования развития производства никеля в современных условиях. Методы исследования включают в себя контент-анализ российских и зарубежных источников литературы, общенаучные методы синтеза, системного, статистического и сравнительного анализа, декомпозиции факторов. Научная работа опирается на теоретические аспекты концепции стратегического управления и планирования. В работе уточнена роль никеля для современной экономики. Выявлены структурные особенности рынка никеля и сделаны предположения о перспективах его развития. В исследовании систематизированы возможности и угрозы долгосрочного развития никелевой промышленности в контексте тенденций на национальном и мировом уровне. Предложены рекомендации по совершенствованию существующей системы планирования в зависимости от фокуса развития отрасли. В настоящее время никель отвечает не только за технологический прогресс и реализацию планов в контексте глобального энергетического перехода, но является также и незаменимым металлом в обеспечении экономической безопасности стран. Для выбора эффективной траектории развития российской никелевой промышленности в условиях широкого спектра как возможностей, так и угроз, важно грамотно оценивать существующие альтернативы и ориентироваться на повышение адаптивности реализуемых стратегий к изменяющимся условиям.
металлургия, производство никеля, эффективное развитие, адаптация, системы стратегического планирования
Введение
Современные условия ускоренного научно-технологического развития планомерно приводят к увеличению спроса на многие виды минерального сырья. Отнесение целого ряда металлов к категории критически важных («critical materials») не только указывает на их незаменимость при создании современных технологий, но и подчеркивает наличие рисков, связанных с потенциальным дефицитом необходимых компонентов [1-2].
В настоящее время становление шестого технологического уклада не представляется возможным без металлов, сферы применения которых постоянно расширяются [3]. Изменения в структуре потребления металлов и появление новых точек роста сопровождаются фундаментальными изменениями в глобальных цепочках поставок и пересмотром самой роли металлургических компаний на глобальном рынке. При этом новые рыночные возможности развития горно-металлургической промышленности непременно сталкиваются с формирующимися вызовами в области устойчивого развития, ESG-трансформации, низкоуглеродной экономики [4]. Кроме того, в 2025 году одним из потенциальных рисков для металлургических компаний, выделенных международной компанией Ernst&Young, стала геополитическая нестабильность [5].
Российские металлургические компании сталкиваются с обозначенными выше вызовами, что приводит к изменениям в их стратегическом видении дальнейшего развития и позиционирования на национальном и мировом рынках [6-7]. Сегодня становится очевидным тот факт, что адаптация к новым условиям, связанным как с открывающимися возможностями, так и с потенциальными рисками и угрозами, требует совершенствования современной системы стратегического планирования как на государственном, так и на корпоративном уровнях.
Целью настоящего исследования является определение ключевых направлений стратегического планирования развития производства никеля в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи: (1) выявление особенностей развития никелевой промышленности на современном этапе, (2) определение перспектив развития отрасли с учетом актуальных трендов и тенденций, (3) систематизация возможностей и угроз долгосрочного развития национальной никелевой промышленности, (4) разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы стратегического планирования развития отрасли.
Материалы и методы
Настоящее исследование опирается на обширный контент-анализ источников литературы с целью формирования представления о современном этапе и будущих направлениях развития металлургической отрасли в целом и никелевой промышленности в частности. Задействованы актуальные научные публикации отечественных и зарубежных авторов, источники статистической и аналитической информации (International Energy Agency, Ernst & Young, Straits Research, Росстат и др.), официальные отчеты компаний, в том числе ПАО «ГМК «Норильский никель»», государственные документы и Стратегии.
В работе использованы общенаучные методы синтеза, системного, статистического и сравнительного анализа, декомпозиции факторов. Исследование опирается на теоретические аспекты концепции стратегического управления и планирования. С помощью инструментов стратегического анализа проведена систематизация возможностей и угроз развития никелевой промышленности с учетом специфики функционирования национального и мирового рынков. Возможности и угрозы представляют собой внешние факторы, учет которых необходим при формировании и реализации долгосрочных стратегий.
Результаты и обсуждение
Обзор текущего этапа и перспектив развития никелевой промышленности с учетом современных трендов. Значимость металлов для современной экономики подтверждается непрерывным ростом спроса на них со стороны существующих и развивающихся отраслей промышленности [8]. Становление нового технологического уклада в условиях глобального энергетического перехода невозможны без использования металлов как стратегически и критически важных компонентов. В то же время поддержка обозначенных трендов в условиях формирующихся вызовов требует структурной трансформации и самой металлургической отрасли, что отчетливо прослеживается на примере никелевой промышленности.
Роль никеля для экономики в целом, и промышленности в частности, обусловлена его уникальными свойствами, такими как прочность, износостойкость и коррозионная стойкость, низкая плотность и высокая температурная стойкость. В настоящее время никель востребован во многих отраслях современной промышленности, включая цветную и черную металлургию, машиностроение, электротранспорт, авиастроение, химическую промышленность, медицину и строительство. Считается, что в некоторых сферах, например, в электронике, никель невозможно заменить. Отсутствие альтернатив в ряде областей еще раз подчеркивает значимость данного металла.
По данным ведущей мировой организации по исследованию рынков Straits Research, объем мирового рынка никеля в 2024 году оценивался в 43,16 млрд долларов США. К 2033 же году по приведенным данным указанный показатель составит 82,6 млрд долл. (темп роста – 7,5% в год) [9]. В качестве факторов, способных ограничить указанный рост, выделяют ценовую волатильность и изменения в цепочках поставок. Так, запрет, введенный в Индонезии, на экспорт необработанной никелевой руды вызвал сбои в существующей мировой логистике.
Дисбаланс на рынке, влияющий на волатильность цен на металл, формирует неопределенность для конечных потребителей, в особенности в отраслях производства нержавеющей стали и аккумуляторов, где стоимость никеля в значительной степени влияет на себестоимость готовой продукции.
Важно отметить, что объемы выпуска низкосортного никеля на сегодняшний день значительны, однако цена на него ниже, чем на высокосортный никель. По данным Лондонской биржи металлов, в 2025 году стоимость одной тонны низкосортного никеля составляет 14,9 тыс. долл., в то время как высокосортного – 15,2 тыс. долл. [10]. Различие в ценах объясняется тем, что высокосортный никель представляет собой металл высокой чистоты. Низкосортный же никель выступает его более дешевой альтернативой.
Объемы и структура производства никеля в России варьируются. Отмечается общая тенденция к росту выпуска готовой продукции (в 2024 году увеличение на 5,88% по сравнению с 2023 годом) – рисунок 1. При этом объемы производства низкосортного никеля в последние годы остаются неизменными, а выпуск, высокосортного никеля, напротив, возрастает (рост на 16% в 2024 году по сравнению с аналогичным показателем 2023 года) [11].
1. Butu A., Rodino S., Butu M. Global Research Progress and Trends on Critical Metals: A Bibliometric Analysis. Sustainability; 2023; 15; 4834. https://doi.org/10.3390/su15064834
2. Riva Sanseverino E., Luu L.Q. Critical Raw Materials and Supply Chain Disruption in the Energy Transition. Energies; 2022; 15; 5992. https://doi.org/10.3390/en15165992
3. Столбов А.Г., Савельева С.Б., Гринь Ю А. Перспективы устойчивого развития никелевой промышленности России в условиях перехода мировой экономики к новому технологическому укладу. Вестник МГТУ; 2016; 19; 2; 528–535.
4. Dmitrieva D., Solovyova V. Russian Arctic Mineral Resources Sustainable Development in the Context of Energy Transition, ESG Agenda and Geopolitical Tensions. Energies; 2023; 16(13):5145. https://doi.org/10.3390/en16135145
5. Top 10 risks and opportunities for mining and metals companies in 2025. EY. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/en_gl/insights/energy-resources/risks-opportunities?ysclid=mg3nslww8n146216522 (дата обращения: 12.09.2025).
6. Кучерявенко Д.М. Развитие металлургического промышленного производства в России. Вестник университета; 2023; 12; 93–100.
7. Самарина В.П., Склярова Е.А., Жилинкова А.П. Перспективы развития российской металлургии в условиях новых экономических вызовов геополитического генезиса. Фундаментальные исследования; 2023; 3; 17–22.
8. Månberger A. Critical Raw Material Supply Matters and the Potential of the Circular Economy to Contribute to Security. Rethinking Resource Efficiency: Europe’s Transition to a Circular Economy; 2023; 58; 2; 74–78.
9. Nickel Market Size, Share & Trends Analysis Report By Type (Wrought Nickel, Nickel-Iron Alloys, Nickel-Copper Alloys, Nickel-Molybdenum Alloys, Nickel-Chromium Alloys, Others), By Applications (Stainless Steel, Batteries, Alloy Production, Electroplating, Others) and By Region (North America, Europe, APAC, Middle East and Africa, LATAM) Forecasts, 2025-2033. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://straitsresearch.com/report/nickel-market (дата обращения: 03.09.2025).
10. London Stock Exchange. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.londonstockexchange.com/ (дата обращения: 14.09.2025).
11. Стратегический отчет. Обзор рынка металлов. ПАО «ГМК «Норильский никель». 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://ar2024.nornickel.ru/strategic-report/commodity-markets (дата обращения: 16.09.2025).
12. Производство никеля и кобальта: Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям 12-2019. Электронный фонд правовых инормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564068891 (дата обращения: 27.09.2025).
13. Savina A.A., Boev A.O., Orlova E.D., Morozov A.V., Abakumov A.M. "Nickel as a key element in the future energy". Russ. Chem. Rev; 2023; 92 (7); RCR5086. DOI: https://doi.org/10.59761/RCR5086
14. Global Critical Minerals Outlook 2025. IEA. International Energy Agency; 2025; 312.
15. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 N 4260-р (ред. от 21.10.2024) «О Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». СПС Консультант Плюс.
16. Антропова М.Ю. Развитие мирового рынка никеля под влиянием инновационных технологий. Вестник университета; 2018; (3); 28–32.
17. Чжоу С., Ляо Дж., Лэй Ц. Наноматериалы на основе никеля: комплексный анализ оценки рисков, механизмов токсичности и будущих стратегий по предотвращению рисков для здоровья. J Nanobiotechnol; 2025; 23; 211.
18. Адилова С.С., Дровосеков А.Б., Алиев А.Д., Ширяев А.А. Электрохимическое осаждение сплава Ni-W-P. Практика противокоррозионной защиты; 2020; 25; 1; 51–58.
19. Наномедузы» из никеля помогут в создании компактных хранилищ данных. Минобрнауки России; 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://наука.рф/news/nanomeduzy-iz-nikelya-pomogut-v-sozdanii-kompaktnykh-khranilishch-dannykh/?ysclid=mddhldr38z986194157 (дата обращения: 28.09.2025).
20. Бирюкова Н.М., Липай М.С., Соколов В.Г. Исследование сплавов на основе никеля, применяемых в электронном приборостроении. Материалы I междунар. науч. конф. «Технические науки: проблемы и перспективы»; 2011; 89–92.
21. Перевозников С.С., Цыбульская Л.С., Гаевская Т.В. Исследование структуры и свойств электрохимически осаж денных покрытий на основе никеля, фосфора и серы. Вестн. БГУ. Сер. 2, Химия. Биология. География; 2016; 3; 21–28.
22. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2023 году»; 2024; 718.
23. Устинов В.С. Потенциал импортозамещения в потреблении цветных металлов. Научные труды. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН; 2024; 2; 56-70. DOI:https://doi.org/10.47711/2076-3182-2024-2-56-70.
24. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышлен ности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика. Экономика и управление; 2022; 28; 10; 1037–1050. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1037-1050
25. Глушакова О.В., Черникова О.П. ESG-повестка: новые реалии для российских предприятий черной металлургии в условиях мирового геополитического кризиса. Вестник КемГУ. Сер.: Политические, социологические и экономические науки; 2023; 8; 1; 50–62. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-50-62.



