Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается оценивание уровня человеческого потенциала и степени его развития на уровне конкретной организации как социальноэкономической системы. Исследованы как исторические, так и новейшие стратегии оценки человеческого потенциала, представляющего собой комплекс различных очевидных и скрытых качеств населения. Отдельное внимание уделено методу взвешенной суммы, признанному надежным и обладающему минимальной субъективностью в оценке человеческого потенциала, что дает возможность адекватно корректировать значимость его элементов. Подчеркнута необходимость точного определения важности различных составляющих человеческого потенциала и их основных компетенций. Представлена система, интегрирующая критерии, определяющие персонал организации в контексте общей миссии и цели, подтверждая возможности практического использования этой экономической категории. Предложены практические рекомендации по методу сбора данных и методу эконометрического оценивания человеческого потенциала в управленческой практике.
управление, человеческий потенциал, индикаторы, методы оценивания, латентные переменные
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда [Текст] / Б.М. Генкин. — М.: Норма, 2007. — 448 с. EDN: https://elibrary.ru/QRXSIH
2. Елохова И.В. Подходы к диагностике самоорганизующихся и саморазвивающихся систем для инновационного предприятия [Текст] / И.В. Елохова, М.А. Молодчик // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 93. С. 724–728. EDN: https://elibrary.ru/PBXPSR
3. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст] / Т.Н. Заславская // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3. — С. 13–25. EDN: https://elibrary.ru/OOUYRP
4. Липатов С.А. Социальнопсихологические факторы организационной приверженности сотрудников (на примере коммерческих организаций) [Текст] / С.А. Липатов, Х.И. Синчук // Организационная психология. — 2015. № 4.
5. Митина О.В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений [Текст] / О.В. Митина // Экспериментальная психология. — 2008. — № 1. С. 131–148. EDN: https://elibrary.ru/KYXPJX
6. От самоорганизации к саморазвитию: смена парадигмы менеджмента [Текст]: монография / под науч. ред. С.В. Комарова; предисл. акад. А.И. Татаркина. — Екатеринбург: Инт экономики УрО РАН, 2013. — 257 с.
7. Сабетова Т.В. Применение метода латентных переменных в управлении персоналом [Текст] / Т.В. Сабетова // RJOAS. — 2017. — № 6. DOI: https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-06.14; EDN: https://elibrary.ru/YTBZPW
8. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации [Текст] / П. Сенге: пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. — М.: Олимп Бизнес, 2009. — 417 с.
9. Смолькин В.П. Механизмы трансформации управления человеческими ресурсами в конкурентоспособность организации [Текст] / В.П. Смолькин, О.Ф. Удалов, В.В. Кутепова // Вестник Академии знаний. — 2023. № 6. — С. 375–379. DOI: https://doi.org/10.5040/9781350601529.8306; EDN: https://elibrary.ru/XCZQSE
10. Снисаренко И.М. Саморазвитие сотрудников как метод развития персонала [Текст] / И.М. Снисаренко // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. — № 63. EDN: https://elibrary.ru/ZJTALZ
11. Сидельцев С.В. Методологические подходы к оценке трудового потенциала персонала предприятия [Текст] / С.В. Сидельцев // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 90–92. EDN: https://elibrary.ru/VTDZDN
12. Широкова Г. Предпринимательская направленность российских фирм: роль внешней среды [Текст] / Г. Широкова, К. Богатырева, Т. Беляева // Форсайт НТИ Правительство. — 2015. — № 9. — С. 6–25. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.3.6.25
13. Щербина Н.А. Экспрессметод оценки приверженности сотрудников компании [Текст] / Н.А. Щербина, Н.О. Бурмистрова // МНИЖ. — 2017. — № 82.
14. Aragón J., García Morales V., Cordón Pozo E. Leadership and organizational learning's role on innovation and performance: lessons from Spain // Industrial Marketing Management. 2007, vol. 36, no. 3, pp. 349–359.
15. Henseler J., Ringle C.M., Sarstedt M. Using partial least squares path modeling in international advertising research: Basic concepts and recent issues. in Okzaki, S., ed. Handbook of partial least squares: Concepts, methods and applications in marketing and related fields. Berlin: Springer, 2012, pp. 252–276.
16. Garvin D.A., Edmondson A.C., Gino F. Is yours a learning organization? // HBR. 2008, March, pp. 109–116.
17. Goodman L.A. Snowball Sampling // Ann. Math. Stat. 1961, vol. 32, pp. 148–170. DOI: https://doi.org/10.1214/aoms/1177705148
18. Marsick V.J., Watkins, K.E. Demonstrating the value of an organization’s learning culture: the dimensions of the learning organization questionnaire // Advances in Developing Human Resources. 2003, vol. 5, no. 2, pp. 132–151.
19. Patterson M.G., West M.A., Shackleton V.J. Validating the organizational climate measure: links to managerial practices, productivity and innovation // Journal of Organizational Behavior. 2005, vol. 26(4), pp. 379–408.
20. Rasch, G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests / G. Rasch. Copenhagen, Denmark: Danish Institute for Educational Research, 1960, 160 p.



