ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРАВНЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ПО ДЛИНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях особое внимание уделяется образованию детей с интеллектуальными нарушениями, так как увеличивается их количество и требуется выявление когнитивных особенностей таких детей, а также разработка специальных методов и приемов их обучения. В частности, речь идет о сравнении предметов по длине, что является важной составляющей формирования математических навыков. Проблема заключается в сложности усвоения данной категорией учащихся концептуальных основ сравнения и измерения длины предметов. В ходе исследования установлено, что для обучения детей с интеллектуальными нарушениями сравнению предметов по длине следует использовать следующие методы и приемы: нахождение и показ длины; приемы наложения и приложения; использование мерки; применение линейки; проговаривание (называние) результата сравнения. Реализация приемов осуществляется за счет совместных действий учителя и ученика, затем действий ученика на основе подражания, потом действий по образцу (в случае необходимости с помощью словесной инструкции педагога).

Ключевые слова:
младший школьник с интеллектуальными нарушениями; социализация; исследование особенностей обучения детей с интеллектуальными нарушениями; формирование математических навыков; разработка специальных методов и приемов сравнения предметов по длине
Список литературы

1. Алышева Т.В. Математика. Первый класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2024.

2. Бубнова Ю.А. Особенности развития элементарных математических представлений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью: сб. материалов Всероссийской заочной конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Екатеринбург, 2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.openrepository. ru/article?id=1020223 (дата обращения: 13.11.2025). EDN: https://elibrary.ru/UFDUOR

3. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. – 2023. – № 11. – С. 6–12. EDN: https://elibrary.ru/FOVTYU

4. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов: методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования, 2023. – 170 с. EDN: https://elibrary.ru/OUJSWW

5. Данилова А.М., Шишкова М.И. Возможности интегрирования различных дисциплин в процессе обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные наукоёмкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 87–95. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38476; EDN: https://elibrary.ru/BQRHDN

6. Екжанова Е.А., Назарова Л.Л. Особенности восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2021. – № 3 (63).– С. 53–64. DOI: https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_03_04; EDN: https://elibrary.ru/DLJODR

7. Землянская Е.Н. Учебное действие сравнения как результат обучения в начальной школе // Наука и школа. – 2024. – № 1. – С. 183–194. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2024-1-183-194; EDN: https://elibrary.ru/XTJEXY

8. Киричек К.А. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебнометодическое пособие. – Ставрополь: Ставролит, 2018. – 144 с. EDN: https://elibrary.ru/YWJCBN

9. Киричек К.А., Вендина А.А. Диаграмма как одно из средств развития математических представлений дошкольников: сб. материалов XVI региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика – региону» (Ставрополь, 20 мая 2016 г.). – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного педагогического института, 2016. – С. 75–79. EDN: https://elibrary.ru/WVOFQL

10. Миняйло К.О., Цыганкова А.В. Методы визуальной поддержки при коррекционно-развивающей работе с ребёнком с расстройством аутистического спектра: сб.материалов IV Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Екатеринбург, 22 апреля 2022 г.). – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2022. – С. 199–205. EDN: https://elibrary.ru/NNNBKW

11. О проблеме формирования функциональной математической грамотности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М.О. Максимова, И.Н. Семёнова, А.В. Слепухин [и др.] // Специальное образование. – 2024. – № 1 (73). – С. 33–48. DOI: https://doi.org/10.21128/1812-7126-2024-2-73-88; EDN: https://elibrary.ru/TYZZIS

12. Петлина Е.М., Матвеева В.Е. Обзор электронных образовательных ресурсов, используемых на уроках математики: сб. научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических процессов в условиях цифровой трансформации современного общества» (Ставрополь, 28–29 февраля 2024 г.). – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного аграрного университета, 2024. – С. 607–610. EDN: https://elibrary.ru/XJUAKV

13. Ушакова В.И., Цыганкова А.В. Диагностика уровня сформированности мыслительных операций анализа и синтеза у обучающихся младших классов с нарушением зрения: сб. материалов V Межрегиональной заочной конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Екатеринбург, 17 апреля 2023 г.). – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2023. – С. 149–152. EDN: https://elibrary.ru/OPPBCU

14. Халатян К.А., Григорян Л.А., Кокорева В.В. Пропедевтика математики в дошкольном образовании: сб. научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических процессов в условиях цифровой трансформации современного общества» (Ставрополь, 28–29 февраля 2024 г.). – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного аграрного университета, 2024. – С. 810–813. EDN: https://elibrary.ru/LRRAKG

15. Цыплякова И.В. Особенности обучения математике первоклассников с интеллектуальными нарушениями: сб. материалов VII Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики» (Нефтекамск, 30 ноября 2018 г.). – Нефтекамск: Изд-во Башкирского государственного университета, 2018. С. 401–404. EDN: https://elibrary.ru/MRCJVU

Войти или Создать
* Забыли пароль?