ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе предпринята попытка оценить эффективность управления системой высшего образования на основе измеримых количественных критериев результатов труда работников, получивших высшее образование. Для этого была исследована динамика премии за высшее образование занятых специалистов высшего и среднего уровня квалификации в России в XXI в. Результаты исследования показали падение премии занятых специалистов высшего уровня квалификации. Причём наблюдается падение до уровня в два раза более низкого по сравнению с премией за высшее образование специалистов среднего уровня квалификации. При этом рост численности занятых работников с высшим образованием не оказал значимого влияния на премию за высшее образование занятых специалистов высшего уровня образования. Результаты исследования позволяют полагать, что большинство вузов, по существу, выполняет функции учреждений среднего профессионального образования. Итоги исследований позволяют считать, что реформы высшего образования, проведённые в постсоветский период, повлекли за собой падение уровня и качества, по существу, деградацию высшего образования. Можно полагать, что реформы способствовали падению уровня и качества образования в связи с сокращением сроков обучения, переходом к неопределённости содержания образования, обусловленного компетентностным подходом, недостатками фундаментальной подготовки при необоснованной ориентации на практическую подготовку. Проблемы падения уровня и качества образования, очевидно, могут быть обусловлены устаревшей и неэффективной командно-контрольной системой управления, уходящей своими корнями в тейлоризм, отсутствием понимания сущности категории «образование», отсутствием практики научно обоснованного управлением качеством.

Ключевые слова:
уровень образования, человеческий капитал, паремия за образование, содержание образования, философия управления, качество
Список литературы

1. Берсиров Т.Б. Операционализация понятия эффективности государственного управления высшим образованием // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 5. С. 21-26. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-5-21-26; EDN: https://elibrary.ru/WAETVL

2. Осипов А.М., Наран Б. Какова общественная эффективность образования в России? // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: социология. Том: 23. №4. 2023 С. 888-900. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900

3. Дятлов А. В., Ковалев В. В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов // Вестник Института социологии. 2023.Том 14. № 2. С. 70–91. DOI:https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.3; EDN: https://elibrary.ru/RGIKSM

4. Leontief W. Essays in Economics: Theories, Theorizing, Facts, and Policies Paperback. Transaction Publishers, 1985. 423 p.

5. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), pp. 571–583. DOI: https://doi.org/10.1086/258393

6. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961. Vol.51. No.1. pp. 1–17.

7. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011, 2 (2), pp. 224-245. DOI: https://doi.org/10.2478/v10159-011-0011-3

8. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/112,170.1007/978-981-287-532-7_254-1

9. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3 rd. Edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226041223.001.0001

10. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Проблема формирования системой образования человеческого капитала России // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. №. 5. С. 24-29. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2022-10-5-24-29 (дата обращения: 07.06.2023). EDN: https://elibrary.ru/EDEJCZ

11. Басовский Л. Е. Деградация основной функции образования как управленческая проблема // Научные исследования и разработки. Экономика. 2023. №. 1. С. 61-66. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2023-11-1-61-66 (дата обращения: 07.06.2023). EDN: https://elibrary.ru/EDHISP

12. Болонский процесс как объект мониторингового исследования (2001-2009 годы): презентация основных результатов. Информационно-библиографическое издание. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 126 с.

13. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт и управление наукой, технологиями и технологиями, 2019, т. 13, № 2, с. 19–41. DOI:https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41 EDN: https://elibrary.ru/NFSVLM

14. Гилязова, О. С. Концепция и фреймворк универсальных компетенций в российском высшем образовании: осмысление их значения и особенностей / О. С. Гилязова, А. Н. Замощанская, И. И. Замощанский // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN523.pdf DOI:https://doi.org/10.15862/60PDMN523 EDN: https://elibrary.ru/ZNQUVA

15. Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Внутренние системы оценки качества образования в документах российских университетов: обеспечение качества или его видимость? Вопросы образования / Educational Studies Moscow, 2024,№ 3 (2), сс. 100–135. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17221 EDN: https://elibrary.ru/KYMBOM

16. Mescon Michael H, Albert Michael, Franklin Khedouri Franklin. Management. Harper & Row, 1988. 777 p.

17. Tennent K.D. The Age of Strategy: From Drucker and Design to Planning and Por-ter. In: Bowden B., Muldoon J., Gould A., McMurray A. (eds) The Palgrave Hand-book of Management History. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-62348-1_36-1

18. Peters T. Re-Imagine! Business Excellence in a Disruptive Age. Published March 2006. 352 p.

19. Seddon J. Freedom from Command & Control. Rethinking Management for Lean Service. New York: Productivity Press, 2005. 232 p.

20. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-kachestvo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 28.07.2025).

21. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – 3-е изд. перераб и доп. М.: ИНФРА-М. 2016. 231 с.

22. Савина, И. В. Экономическая оценка качества высшего образования: Моногр. / И. В. Савина, Л. Е. Басовский. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 161 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?