САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных социально-экономических условиях умения и навыки самообучения являются важными составляющими индивидуального человеческого капитала. Поэтому необходимо изучение отношения современных студентов к самообразованию. Цель изучения — разработка целенаправленных рекомендаций для повышения эффективности самообразования. Авторами была разработана специальная анкета. С помощью этой анкеты было проведено анкетирование 94 студентов Самарского государственного экономического университета по выявлению трудностей самообразования, факторов мотивации. Изучались эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный компоненты отношения к самообразованию. Выявлены трудности самообразования и резервы наращивания человеческого капитала в порядке самообразования (необходимо обучать навыкам самообразования и умению самоконтроля, широко использовать возможности онлайн-тренингов и онлайн-семинаров). На основе анализа полученных данных представлены рекомендации.

Ключевые слова:
человеческий капитал, самообразование, повышение стоимости человеческого капитала, специальная анкета, анкетирование студентов, отношение к самообразованию.
Текст

Лет 15–20 назад учителя в школе, преподаватели высших учебных заведений призывали хорошо учиться, чтобы приносить пользу обществу. Социально-экономические условия изменились. В настоящее время личностные и интеллектуальные способности, талант, креативность, знания, опыт, практические навыки, приобретаемые при получении образования и в процессе профессионального обучения, способны приносить доход [4, 10]. Они являются составляющими человеческого капитала [6]. Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [3, 8]. Другими словами, это капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта для формирования, поддержания и совершенствования здоровья, работоспособности и образованности [5, 9]. Инвестирование в человеческий капитал является не только необходимостью, но и возможностью получать доход. Инвестиции в образование необходимы для формирования мировоззрения, культуры, профессиональных знаний и компетенций.

Список литературы

1. Бреслав Л.Б. Человеческий капитал. Организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда [Текст] / Л.Б. Бреслав, Б.С. Лисовик, И.Е. Ломова. - СПб.: ПФП, 2002.

2. Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие [Текст] / В.В. Клочков. - М., 2008.

3. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях [Текст] / Ю.А. Корчагин. - Воронеж, 2010.

4. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями [Текст] / А.Ф. Лысков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 6. - С. 3-11.

5. Молчанова О.М. Использование модели человеческого капитала в оценке потребностей в услугах здравоохранения [Текст] / О.М. Молчанова. - В кн.: Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие. - М., 2002.

6. Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст] / Л.Г. Симкина. - СПб.: СПб ГИЭА, 2000.

7. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения [Текст] / Е.В. Сумарокова. - М.: Советский спорт, 2001.

8. Сухова Е.В. Воздействие компьютера на здоровье студентов Самарского государственного экономического университета [Текст] / Е.В. Сухова // Валеология. - 2013. - № 3. - С. 7-13.

9. Сухова Е.В. Психологические особенности современных студентов и рекомендации по педагогической коррекции [Текст] / Е.В. Сухова // Валеология. - 2014. - № 3. - С. 14-28.

10. Сухова Е.В. Обучение в вузе как инвестирование в индивидуальный человеческий капитал [Текст] / Е.В. Сухова, Н.Д. Сараева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - М., 2015. - № 4. - С. 65-69.

Войти или Создать
* Забыли пароль?