В статье обосновывается актуальность поиска организационно-психологических ресурсов развития управленческой компетентности «линейных» руководителей многопрофильного лечебного учреждения — заведующих отделениями. С применением психодиагностических процедур показано, что заведующие отделениями опираются преимущественно на два типа индивидуальных стилей принятия управленческих решений («реализаторский» и «ситуационный»), на два типа организационной власти — власть экспертная и власть харизматическая. По результатам проведенного корреляционного анализа взаимосвязей выделенных типов с установленными преобладающими видами профессионального мышления и креативности делается вывод о целесообразности формирования двух основных направлений развивающей работы. Первое — работа с представителями «реализаторского» типа, экспертной власти, обладающими преимущественно «символическим» типом профессионального мышления. Работа должна включать развитие навыков решения проблем, творческого подхода, умений влиять на окружающих, наладить групповую работу, понимание особенностей управленческого труда. Второе направление должно охватывать руководителей, ориентированных на стиль ситуационных управленческих действий, харизматический тип власти, имеющих преимущественно гуманитарный склад ума и творческие способности. Работа предполагает развитие понимания особенностей управленческого труда, навыков решения проблем, умений наладить групповую работу, распределять и делегировать ответственность между подчиненными. Обозначенная концепция развивающей работы с кадрами «линейных» менеджеров заложена в основу программы специального курса в системе дополнительного профессионального образования заведующих отделениями многопрофильного лечебного учреждения.
многопрофильное лечебное учреждение, управление персоналом, индивидуальный стиль принятия управленческих решений, харизматическая власть, экспертная власть, профессиональное мышление, креативность.
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В исследованиях, посвященных анализу проблем медицинского труда, в частности, управления персоналом лечебных учреждений, справедливо отмечается, что врач-руководитель — это представитель специфического профессионального сообщества [11, 14–16]. Успешность исполнения им руководящих функций обусловливает необходимость определенных составляющих в совокупности профессиональных компетенций. Раскрывая их, Б.А. Ясько, Б.В. Казарин отмечают следующее: эффективный врач-руководитель должен быть не только профессионалом высокого уровня, но и владеть знаниями, значительно выходящими за рамки профессиональных медицинских знаний. Ему должны быть присущи профессионально важные личностные качества, составляющие инварианты типологии личности врача-клинициста. Наконец, у него должны быть сформированы качества эффективного менеджера — управленческие компетенции [2].
1. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме [Текст] / А.Н. Занковский. - М.: Институт психологии РАН, 2011.
2. Казарин Б.В. Личностная готовность врача-клинициста к менеджерской деятельности в условиях социальной нестабильности [Текст] / Б.В. Казарин, Б.А. Ясько // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 107-110.
3. Карпов А.В. Психология стилей управленческих решений [Текст]: учебное пособие / А.В. Карпов, Е.В. Маркова. - Ярославль: Институт «Открытое общество», 2003. - 108 с.
4. Левкович Л.Ю. Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации [Текст] / Л.Ю. Левкович // Современная психология: Состояние и перспективы исследований: - Ч. 2. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - С. 300-310.
5. Носкова О.Г. О кризисах профессионально-личностного развития врача [Текст] / О.Г. Носкова, Б.А. Ясько. // Вестник Московского университета. Сер. 14 «Психология». - 2004. - № 2. - С. 21-30.
6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд.; под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: СПбГУ, 2001.
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
8. Психология личности [Текст]: словарь-справочник; под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. - Киев: Рута, 2001.
9. Психология менеджмента [Текст]: практикум; под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2010.
10. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ [Текст] / В.А. Толочек. - М.:.Институт психологии РАН, 2013. - 320 с.
11. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача [Текст]: курс лекций / Б.А. Ясько. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304 с.
12. Ясько Б.А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура [Текст]. - Краснодар, 2013. - 308 с.
13. Ясько Б.А. Профессиональное мышление врача: психологический анализ [Текст] / Б.А. Ясько // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информ. журнал. - 2008. - № 4. - С. 82-91.
14. Ясько Б.А. Врач-руководитель как субъект власти и менеджмента [Текст] / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин, Л.В. Камушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 2. - С. 72-75.
15. Yasko B.A. Basics of administrative competence of a doctorhead as a subject in a post graduate education system [Теxt] / B.A. Yasko, B.V. Kasarin, M.H. Rimmavi // International journal of experimental education. - 2011. - № 1.
16. Yasko B.A. Analysis of managerial competencies in the system of post-graduate education of health care managers [Теxt] / B.A. Yasko, B.V. Kasarin, M.H. Rimmavi // International journal of experimental education. - 2011. - № 2.
17. French J.R. The Bases of Social Power [Теxt] / J.R. French [et al.]. - University of Michigan Press // Studies in Social Power, 1959.