ФОРМА ВИНЫ И МОТИВЫ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА (СТ. 263 УК РФ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются предложенные в науке уголовного права подходы к определению формы вины (умышленная, неосторожная либо определяемая судом в конкретном деле) в преступлении, предусмотренном статьей 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» Уголовного кодекса Российской Федерации. Оценивается место мотивов (положительные, нейтральные и отрицательные) нарушения правил безопасности движения и эксплуатации в составе данного преступления. На основе анализа юридической литературы и материалов правоприменительной практики обосновывается вывод о том, что преступление, предусмотренное статьей 263 УК РФ, является неосторожным, но исследование его субъективной стороны как в теории уголовного права, так и в следственно-судебной практике должно включать определение формы психического отношения лица к нарушению правил безопасности движения или эксплуатации транспорта (которая может быть как умышленной, так и неосторожной) и оценку мотивов таких нарушений.

Ключевые слова:
Безопасность, транспорт, движение и эксплуатация, правила безопасности, нарушение правил, последствия, вина, умысел, неосторожность, мотив.
Список литературы

1. Балашов С. К., Иванов В. Д. Умышленная и неосторожная формы вины при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Науч. труды ученых-юристов Северо-Кавказского региона. Вып. 9. Краснодар, 2005.

2. Белокобыльский Н. Н. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1981.

3. Бондаренко Н. А., Дзюба В. Т. Квалификация преступлений против общественного порядка и общественной безопасности: учеб. пособие. Киев, 1990.

4. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1965. № 3.

5. Дагель П. С. О характере субъективной стороны автотранспортных преступлений (к дискуссии о смешанной форме вины) // Проблемы борьбы с преступностью: сб. науч. тр. Омск, 1977.

6. Дагель П., Котов Д. Субъективная сторона преступления и ее установление / науч. ред. Г. Ф. Горский. Воронеж, 1974.

7. Квашис В. Е. Профилактика неосторожных преступлений: учеб. пособие. Киев, 1981.

8. Копейченко А. П. К вопросу о вине по делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта // Проблемы социалистической законности на современном этапе развития советского государства: тезисы докл. межвуз. науч. конф. (октябрь 1968 г.). Харьков, 1968.

9. Коробеев А. И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность: практ. пособие. М., 1990.

10. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

11. Коробеев А. И. Уголовно-правовая охрана безопасности мореплавания в СССР. Владивосток, 1984.

12. Корчева З. Г. Некоторые вопросы квалификации преступлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте // Научная конференция по работам, выполненным в 1964 году (сентябрь 1965 г.): тезисы докл. Хабаровск, 1965.

13. Кременов И. Н. Уголовная ответственность за транспортные преступления: учеб. пособие. Ташкент, 1990.

14. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2001.

15. Кудрявцев В. Н. Мотивы преступного поведения // Юридическая психология. 2007. № 4.

16. Кузнецова Н. О квалификации вины // Советская юстиция. 1980. № 23.

17. Лунеев В. В. Субъективное вменение. М., 2000.

18. Ляпунов Ю. Ответственность за нарушение действующих на транспорте правил // Советская юстиция. 1971. № 14.

19. Нерсесян В. А. Неосторожная вина: проблемы и решения. // Государство и право. 2000. № 4.

20. Нерсесян В. А. Ответственность за неосторожные преступления: состояние и пути совершенствования // Государство и право. 2002. № 3.

21. Петелин Б. Значение мотива и цели при неосторожном преступлении // Советская юстиция. 1973. № 7.

22. Рарог А. И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений. М., 2006.

23. Старков В. Г. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975.

24. Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003.

25. Токманцев Д. В. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена: монография. Красноярск, 2012.

26. Филимонов В. Д. Норма уголовного права. СПб., 2004.

27. Чепцов Н. Р. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (на материалах Дальнего Востока): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006.

28. Чучаев А. И. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации водного транспорта (уголовно-правовое и криминологическое исследование): автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1982.

29. Шеслер А. В. Криминологическая характеристика и профилактика неосторожной преступности. Красноярск, 2002.

30. Эминов В. Е. Борьба с авиационными происшествиями (вопросы уголовной ответственности и предупреждения преступных нарушений правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта). М., 1980.

Войти или Создать
* Забыли пароль?