Статья посвящена вопросам определения новых результатов реструктуризации системы высшего об- разования, соответствующих требованиям экономики и социума. В ней рассматривается зарождение и развитие трансформации системы высшего образования в современных условиях. Авторы, вслед за другими исследователями, используют термин «модернизация» и «трансформация», констатируют, что современное образовательное пространство в настоящее время как никогда подвержено измене- ниям из-за стремления к конкурентоспособности отечественных специалистов. Последние три года российская высшая школа живет под знаком майских (2012 год) Указов Президента России В.В. Пу- тина. Министерство образования и науки Российской Федерации, последовательно проводя линию на повышение эффективности российских вузов, разработало комплекс необходимых мер и приступило к их практической реализации. В статье рассматривается новый проект Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию опорных региональных университетов. Особое внимание авторы уделяют синергетическому эффекту, который происходит благодаря оптимизации сети об- разовательных организаций высшего образования. По мнению авторов, он определяется достижением целевых показателей. Один из них – социальный эффект, который проявляется в достижении плано- вых значений показателей успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования; результативности исследовательских и технологических работ; развитии кадрового потенциала; международного и национального признания. А также – экономический эффект, который проявляет- ся в достижении плановых значений предпринимательской деятельности. Рассматриваются методы и перспективы развития объединенных университетов, их влияние на экономику и социум.
опорный региональный университет, новое качество высшего образования, конкурен- тоспособность, эффективность, кадровый потенциал
1. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Российский вуз в системе рыночных отношений: ретроспектива, текущее состояние и направления развития // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 320-326.
2. Балыхин М.Г., Смирнов Е.Б. Инновационный потенциал реформы системы высшего образования в России // Научный взгляд на современный этап развития общественных, технических, гуманитарных и естественных наук. Актуальные проблемы: Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента. СПб., 2014. С. 12.
3. Банников С.А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации // Вестник Академии. 2008. № 3. С. 66-67.
4. Болгова М.А. Лидер реорганизации как социальный менеджер // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. № 2 (92). С. 76-78.
5. Болгова М.А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 4-8.
6. Болгова М.А. Человеческий потенциал проблемы трудовых ресурсов (на примере туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 116-120.
7. Болгова М.А., Ветрова Е.А. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 7 (147). С. 21-26.
8. Гаврилов А.Ю., Титова Т.В. Управление и самоуправление в образовательной деятельности / Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 64-71.
9. Дубицкий В.В. Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе, Материалы XVI Международной научно-методической конференции / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011.
10. Крюкова Е.М. Апробация методики использования индекса эффективности системы управления // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 9 (36). С. 91-107. http://old.rguts.ru/electronic_journal/number36/contents (дата обращения: 23.11.2015).
11. Михайлов Н.Н., Владимирский Б.М. Формирование образовательной политики вуза и ее реализации в современных условиях / Высшее образование в России, 2015, № 5, с. 20-26.
12. Мосичева И.А., Аспекты и проблемы реализации нового уровня образования / Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014 г., № 8 (14), с. 1-4.
13. Новикова Н.Г., Зорина Н.М., Кортунов В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса // Образование и общество. Т. 6. 2014. № 89. С. 28-32.
14. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения / Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 62-66.
15. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. 2014. № 9 (56). С. 81-88. http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_9 (дата обращения: 23.12.2015).
16. Соболев А., Набойченко С., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 3-9.
17. Строев В.В., Самохина Е.А., Территориальная структура профессионального образования РФ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 88-91.
18. Федулин А.А. Профессионализм - требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 12-13.
19. Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М., Погребова Е.С., Харитонова Т.В. Практика внедрения общественного мониторинга контроля оценки качества образования. М., 2013.
20. Федулин А.А., Минаев В.А. Распределение контрольных цифр приема студентов в контексте эффективности деятельности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 25-28.